Покорить Эльбрус… Эта мечта порой остается несбыточной даже для самых опытных экстремалов. Но в 2019 году Эльбрус покорился УАЗам. Также, как и за 45 лет до этого.
Да, именно УАЗ в августе 1974 года оказался первым автомобилем, который смог самостоятельно взобраться на головокружительную высоту в 4 200 метров над уровнем моря.
Три абсолютно стандартных автомобиля УАЗ-469Б под управлением водителей-испытателей Ульяновского автомобильного завода Владимира Дунаева, Юрия Булагина и Владимира Хоружи поднялись по серпантинному склону Эльбруса от поселка Терскол до Эльбрусского ледника. А весь маршрут занял всего 38 минут. Таким образом, УАЗ установил мировой рекорд как первый автомобиль, поднявшийся на Эльбрус.
Самое интересное, что покорение Эльбруса не было запланировано изначально. В рамках испытания внедорожников новой модели УАЗ-469 конечной точкой маршрута был Грозный, а Эльбрус находится всего в сотне километров от трассы на столицу Чеченской республики. И вот именно тогда возник вопрос: «Почему не попробовать?».
В поселке Терскол — последнем населенном пункте перед Эльбрусом — был разбит базовый лагерь, где несколько дней шли тренировки. И именно из этого лагеря три ярких «уазика» — красный, желтый и голубой — стартовали вверх.
Участники экспедиции потом вспоминали, что восхождение стало проверкой на прочность не только автомобиля, но и их самих. Узкая тропинка, скальная стена с одной стороны и километровый обрыв с другой – все это явно не походило на обычные автоиспытания. Из-за разрежённости воздуха мощность двигателей сократилась процентов на 40… И не забывайте, что дело было почти полвека лет назад, и отдача ДВС в принципе была совсем иной.
Однако, как это бывает и в жизни, испытания для одних людей стали спасением для других.
В ночь перед выездом на маршрут к команде испытателей обратились местные спасатели, попросившие помочь в перевозке оборудования. Без оперативной доставки снаряжения не получилось бы спасти альпинистов, застрявших в горной трещине, так что УАЗы несли на себе еще и очень полезный груз.
Вот что говорит об этом один из участников восхождения Владимир Харужа: «Теплый предгорный воздух постепенно сменился на пронзительный колючий ветер, температура упала ниже нуля. Тучи закрыли солнце, стало не по себе. Смотреть по сторонам страшно! Слева — отвесный обрыв глубиной более километра, справа — как стена встали скалы, проселочная дорога превратилась в узкую горную тропу, по которой до последнего времени ходили лишь ишаки. Взгляд только вперед, правая нога давит на газ! Главное — не испугаться и не нажать на тормоз! Это равноценно смерти. В этом случае колеса потеряют сцепление с дорогой и велик шанс рухнуть в пропасть. Испытание не для слабонервных! Машинам не легче: разреженный воздух отнял у двигателей 20–30 л. с., шины из последних сил вгрызаются в каменную осыпь и периодически начинают буксовать, колеса по левому борту вот-вот сорвутся вниз. Но вдруг горы как будто расступились, и перед нами встало обледенелое заснеженное плато. Высота 4000 метров. Весь путь занял около 38 минут. Спасатели с нашей помощью смогли добраться до терпящих бедствие альпинистов очень быстро. Все люди были спасены».
Через 45 лет ульяновский завод решил повторить эту легендарную экспедицию по тому же маршруту и на стандартных машинах, по максимуму воссоздав условия первого подъема.
В июне 2019 покорять склоны Эльбруса отправились УАЗ Хантер и УАЗ Патриот в заводском экспедиционном исполнении, а сопутствовал им вообще совершенно обыкновенный «Патриот».
Экспедиционный Хантер был оснащен опциональным пакетом, в который входят силовые бамперы и пороги, защита рулевых тяг, багажник на крыше, электрическая лебедка и лифтованная подвеска. Дорожный просвет такого Хантера достигал 241 мм. Под капотом машины был установлен стандартный для модели бензиновый ЗМЗ-409 объемом 2,7 л и мощностью 135 л.с., агрегатированный с 5-ступенчатой механической коробкой передач Dymos и подключаемым полным приводом с демультипликатором и блокировкой заднего дифференциала.
Экспедиционный Патриот также имел пакет специальных опций: силовые пороги, багажник на крыше, защиту рулевых тяг, электрическую лебедку. Под капотом — бензиновый ЗМЗ-Про объемом 2,7 л и мощностью 149,6 л.с.
Третий автомобиль — обычный Патриот без какого-либо дополнительного оборудования.
Единственными установленными не на заводе элементами стали внедорожные шины BFGoodrich Mud-Terrain KM3. Такие шины получили все автомобили-участники подъема на Эльбрус.
УАЗы стартовали от станции «Азау» (2350 м), после чего добрались до станции «Кругозор» (3000 м) и финишировали на станции «Мир» (3500 м). Возможностей автомобилей хватило бы и на большее, но новую экспедицию Эльбрус встретил сначала проливным дождем и туманом, а потом снежной кашей и острыми камнями. Поэтому по соображениям безопасности нынешнее восхождение было решено прекратить на высоте 3 500 метров.
В честь 30-летнего юбилея восхождения на Эльбрус и в знак уважения к героической работе спасателей Ульяновский автомобильный завод передал Эльбрусскому поисково-спасательному отряду МЧС России новый автомобиль УАЗ Хантер. Эта выносливая неприхотливая машина наверняка поможет спасти не одну человеческую жизнь.