Самая горячая тема прошлой недели – электронные уведомления военнообязанных через Госуслуги. В настоящий момент не совсем понятно как это будет работать, а текущие формулировки закона оставляют ряд вопросов.
А тут ещё и Минцифры заявило, что правительственного акта для отправки повесток через «Госуслуги» пока нет.
Примерный ответ как на вопрос как может выглядеть правительственный акт и как это будет работать, я полагаю надо искать на схожих примерах.
Предлагаю рассмотреть, как уведомления посредством Госуслуг работают на примере исполнительного производства.
Исполнительное производство и электронные уведомления
Возможность направления судебным приставом исполнительных документов в форме электронного документа установлена ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
Законодатель не ограничился указанием на эту возможность лишь в законе. Существует Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 606, которым установлены Правила оповещения участников исполнительного производства, а также порядок подачи жалоб, объяснений и ходатайств в рамках исполнительного производства.
Вот некоторые из его положений:
- Пункт 3: «Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством способ направления извещения». В данном случае всё в целом логично. Участник исполнительного производства защищён от риска, что он пропустит уведомление из-за того, что не заходит на Госуслуги. Будет ли схожее правило в примере с военнообязанными – неизвестно.
Отмечу, что судебные приставы получают (а значит, смогут получать и другие учреждения) сведения об авторизации пользователя и о прочтении им уведомления. Ниже типичный пример из судебной практики.
Общество авторизовалось, вошло на Портал государственных услуг и ознакомилось с постановлением о возбуждении исполнительного производства в 09:41:37, что, в свою очередь, подтверждал статус программного обеспечения: "сообщение прочитано".
Определение ВС РФ по делу № А73-17414/2021
С даты прочтения уведомления наступают правовые последствия, указанные в нём, а также начинает течь срок на его обжалование.
В тех случаях, когда сторона исполнительного производства не осуществляла вход на Госуслуги в течение 15 дней со дня размещения уведомления в личном кабинете, суды признают незаконными требования, содержащиеся в уведомлении. Если конечно судебный пристав не отправил документ посредством обычной почты.
- Пункт 4: «Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе отказаться от получения извещений посредством единого портала с использованием функционала личного кабинета либо путем направления оператору единого портала заявления в письменной форме или форме электронного документа о прекращении направления такому лицу извещений».Тут в целом ничего интересного. В личном кабинете есть пункт для отключения уведомлений от ФССП.
- Пункт 6: «Для определения возможности направления извещений лицу, участвующему в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов запрашивает у оператора единого портала информацию о возможности направления указанному лицу от органов государственной власти юридически значимых уведомлений в электронной форме». Так мы узнаём, что государственные органы могут заранее получить информацию, о том существует ли у пользователя техническая возможность получения уведомлений или нет.
Немного о работе ограничений, накладываемых ФССП
Что касается установления службой ФССП ограничений на выезд. Существует Приказ Минюста России от 29.09.2017 N 187 , который устанавливает порядок и сроки обмена в электронном виде информацией о применении временного ограничения на выезд должника между судебным приставом и Федеральной службой безопасности РФ.
Из Приказа можно узнать, что в целях обмена информацией могут использоваться:
- Государственная система миграционного и регистрационного учета (система МИР);
- Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
- Федеральная государственная информационная система "Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов (АИС ФССП России)
Информацию о запрете на выезд в электронные системы пристав вносит не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения постановления о временном ограничении на выезд должника.
Итог
Я не знаю будет ли работать грядущая система также или хотя бы схожим образом. Считаю, что данный пост может быть полезен для понимания как работает система электронных уведомлений и какие возможности существуют у государственных органов.
Также я веду Telegram канал о праве - Прочёл в законе. Тут нет курсов, интенсивов и наставничеств. Там можно найти практические советы, теорию, интересные юридические кейсы, опыт зарубежных стран и даже исторические заметки о праве. Все посты там выходят раньше, а также есть эксклюзивные материалы. Подписывайтесь