Две недели назад я писал, что в ЕС хотят отменить хождение наличных средств и не просто отменить, а сделать уголовно наказуемым преступлением, ссылка на статью иносми.
Подобное предложение вызвало мое крайнее удивление, но удивление длилось недолго, потому что наши законодатели решили отметиться схожим предложением на этом поприще. Несколько в другом виде и все же, Анатолий Вассерман предложил ограничить хранение наличных средств 1 миллионом рублей, все что выше этого придется регистрировать в налоговой службе. Цитирую RT.
Анатолий Вассерман предложил обязать граждан сообщать налоговикам о наличных сбережениях на сумму больше 1 млн рублей.
Россияне также должны объяснять происхождение этих средств. В противном случае предусмотрены конфискация и штраф, в два раза превышающий сумму хранимых таким образом денег. Об этом говорится в законопроекте, с которым ознакомился Интерфакс.
Депутат Госдумы считает, что для РФ подобный запрет был бы эффективным инструментом борьбы с коррупцией, а также с финансированием экстремистской деятельности.
Вообще, порой удивляют наши законодатели и не всегда в хорошем смысле. Давайте для начала пройдемся по-сути инициативы.
1. Борьбе с коррупцией это никак не поможет. Коррупция это не про деньги, а про глупость чиновника, который может взять сколько угодно взяток, но современная борьба направлена на невозможность эти деньги куда-то вложить. Проще говоря, взять можно, а потратить с толком нельзя. Вот и получается, что бедный умом гражданин взяточник вынуждена инвестировать в золотые унитазы, а не в акции Газпрома, как добросовестный бизнесмен и предприниматель, гражданин в конце концов. Итогом это становится то, что рано или поздно, а деньги возвращаются в казну, преступник отправляется в колонию.
СМИ, конечно, раздувают новости о том, что у полковник, генерала, чиновника и прочего нашли под матрасом миллион, миллиард, триллион рублей, но толку? Единственная потеря бюджета это % инфляции, все прочее возвращается либо в виде штрафа или фактически. К тому же очищается государственный аппарат, что не мало важно.
Каким образом этому поспособствует запрет на хранение наличных? Лично я не понимаю.
2. Собственно, экстремизм объясняется тем же самым, что и коррупция. К сожалению чтобы ограничить финансирование экстремизма придется полностью наличку запретить, а не ограничить ее хранение. В конце концов ничего не мешает преступным сообществам распределять финансы так, чтобы у каждого члена банды был миллион, а не десять миллионов хранились в квартире одного члена. В итоге мы лишь размажем масло тонким слоем, но никак не решим проблему. Скорее наоборот, мы создадим проблемы правоохранительным органам, которым придется заниматься не борьбой с опг, а проверять матрасы граждан.
Идею Вассермана уже раскритиковали в Государственной Думе:
В комитете Госдумы по финансовому рынку не поддержали идею депутата Анатолия Вассермана о том, что надо обязать россиян отчитываться перед налоговой о наличных свыше 1 млн руб. Об этом РБК заявил заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Олег Савченко.
«Однозначно отношусь к этому отрицательно. Потому что это право граждан — выбирать, как пользоваться средствами, с которых уплачены налоги. Не вижу причин, по которым нужно это право ограничить. Если с точки зрения макроэкономических факторов, то это ограничение никак не повлияет на ситуацию. Государство не очень много средств тратит на то, чтобы выпускать в оборот наличные», — сказал он РБК.
В таком же духе высказался и аналитик Максим Шеин:
«Обыски у всех проводить, что ли? Второй момент: когда человек приносит в финансовую компанию большую сумму наличными, у него и так запрашивают справки о происхождении средств»
Знаете, такие идеи порой заставляют задуматься, кто у кого идеи берет. На фоне того, что Евросоюз хочет объявить войну наличным еще наши депутаты добавляют спокойствия.
Остается надеяться, что система сдержек и противовесов будет работать исправно и откровенно неудачные законодательные инициативы не будут проходить.