Мы с вами посмотрели два типа броненосцев, оснащенных 10-дюймовым главным калибром: броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" и "океанские" броненосцы типа "Пересвет". Казалось бы, похожие по вооружению корабли: четыре (в одном случае три) 10" орудия, ну, чуть слабее артиллерия среднего калибра (120-мм вместо 152-мм, да и самих пушек поменьше). Да, вдвое меньше дальность плавания. Но и водоизмещение у "Пересвета" тоже вдвое больше.
Что касается цены...
В сети по данному вопросу встречаются уникальные "пёрлы":
".... «Пересветы» стоили значительно дешевле полноценных эскадренных броненосцев. Согласно «Всеподданейшему отчету по морскому ведомству за 1897-1900 годы» «продолжатель» «Пересветов», эскадренный броненосец «Победа», заложенный на Балтийском заводе в 1898 г, должен был обойтись казне в 9 535 924 руб. (по факту оказался чуть дороже, 10,05 млн), в то время как заложенный двумя годами позже на том же предприятии «Александр III» (типа «Бородино») оценивался в 13 978 824 руб. Иными словами, два броненосца типа «Бородино» имели стоимость примерно как 3 «Победы»". Гм... это ЗНАЧИТЕЛЬНО дешевле? Вот уж не знал, что 2х14=10,5Х3 Новое слово в арифметике... Сравнивать-то нужно факт, кроме того, факт не 10,5, а, 11,5 (без доделок)
До "Бородино" мы еще доберемся (они более поздние, и рубль там был чуть другой), а, пока, сравним с предыдущими сериями.
"Броненосцы береговой обороны" стоили ВДВОЕ дешевле. Смотрим цифры.
"Адмирал Сенявин": постройка — 1893-1896 гг. Полная стоимость – 4339300 руб. (В.Ю.Грибовский, И.И.Черников, «Броненосец «Адмирал Ушаков»). Есть нюанс. Стоимость броненосца дана без артиллерии. Суммарно, он обошелся в 5,5 млн рублей.
"Севастополь": постройка — 1892-1899 гг.
Полная стоимость (оценочно, с учетом данных по разнице в цене отдельных конструктивных элементов кораблей серии) – около 10,0 млн. руб. (С.В.Сулига, С.А.Балакин, «Броненосцы типа «Полтава»).
"Полтава": постройка — 1892-1900 гг.
Полная стоимость (оценочно, с учетом данных по разнице в цене отдельных конструктивных элементов кораблей серии) – около 10,05 млн. руб. (С.В.Сулига, С.А.Балакин, «Броненосцы типа «Полтава»).
Дальность плавания этих кораблей 3,5 тыс. миль, при этом Броненосцы типа полтава несут полноценный 12-дюймовый калибр и более солидное бронирование.
Броненосцы типа "Пересвет" Полная стоимость – 11,34 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, «Броненосцы типа «Пересвет», Морская коллекция).
Получается, что за то что броненосец имел возможность ходить дальше, с чуть большей скоростью (на 2 узла больше) пришлось отказаться от от 12" калибра, сократить бронирование, из заплатить на 1,5 млн дороже.
Оно гото стоило? В принципе, дальность плавания, это просто емкость угольных ям (дешевые корпусные работы, даже не связанные с бронированием).
Сюда же можно добавить еще одну цифру, немного из другой категории: крейсер типа "Рюрик" Его полная стоимость составила 9099135 руб. (Р.М.Мельников, "Рюрик" был первым", таблица 1 «Нагрузка крейсера «Рюрик» и ее постатейная стоимость»). Его бронирование близко к "Пересветам", но вместо 10 дюймов стояли 8" орудия (но без башен). Дальность плавания крейсера 6700 морских миль на скорости 10 узлов (как у "Пересветов"). Водоизмещение тоже близко 11 тыс. т.
Цифры ложатся достаточно "кучно". Производство уже частично "свое" (хотя насыщение тоже в значительной степени импортное, особенно электрооборудование и насосы).
Смущает другое: производство стало дороже. Нет, оно понятно, оборудование усложняется, насыщается электроприводами, но давайте глянем простейший параметр: стоимость одной купленной английской паровой машины (приблизительно равной мощности), меньше "своей".
Долго копался с этим "парадоксом" ("коммерческая тайна" и тогда была). Получается, что само производство было недорогим. Очень много накладных расходов и "отчислений" и "лицензий". Много уходило на покупные изделия.
Берем котлы Бельвиля. Это паровой секционный, водотрубный котел, каждая секция которого состоит из двух вертикальных рядов кипятильных трубок, которые расположены наклонно наподобие маршей лестницы и соединены последовательно своими концами при помощи особых коробок из ковкого чугуна, образуя таким обр. элементы, легко допускающие разборку и сборку всей системы парообразователя.
Его цена складывалась из: цены импортных комплектующих, "лицензионных" отчислений, собственно работы, и достаточно высоких "накладных" расходов. Для того, чтобы частник "зацепился" за этот бизнес, он должен сделать так, чтобы с ним работать было "интересно".
Классовая теория, это весьма грубое приближение к "теории коллективных интересов". Есть к примеру, социальная группа, получающая свои доходы не из производства, или его видимости, а, черпающие свое благополучие из "государевых денег" (и ей тоже хочется денег, иногда очень больших). Иногда, эта группа использует для этого свои полномочия (иногда законно, иногда, нет). Ладно, это "скользкая" тема :-)
В принципе, в этой отрасли сложилось два лобби: "отечественное", черпающее доходы из "отечественного" производства (к примеру, кто как не греки всегда умели "смазывать механизм", чтобы он работал) и "импортное", пытающееся заработать на импорте.
Ситуация в которую ввязалась Россия, давала возможность "заработать" и тем и тем. Фактически Русско-Японская война началась гораздо раньше. Обе страны тратили огромные суммы на вооружение. И, делали они это по-разному. Но к этой теме мы вернемся чуть позже.
Есть другая интересная тема: сравнить броненосцы, построенные у нас, во Франции и в США. Как? А, очень просто. Смотрим следующую статью.