Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Витязь или инок бился со "злым печенегом"?

Символом Куликовской битвы стал поединок двух богатырей.

Самый известный образ этого легендарного события создал художник Михаил Авилов. Он писал картину "Поединок Пересвета с Челубеем" в дни, когда шла Сталинградская битва, в своей московской мастерской, где постоянно звучало радио. Художник ждал новых сообщений Совинформбюро. Он считал своим долгом в эти дни написать масштабное полотно о боевых подвигах наших предков.

Историческая аналогия очевидна: Мамаево побоище вечный символ русской доблести. Тогда о поединке Пересвета с Челубеем знали все, о нем сообщали даже школьные учебники.

И сейчас эта картина есть в каждом учебнике по истории. Прежде Пересвета, инока Троицкого монастыря, изображали в монашеском одеянии, а Авилов нарушил эту традицию, изобразив витязя в доспехах. Но так ли он был не прав?

Имя Пересвета фигурирует в самых ранних памятниках, посвященных Куликовской битве. «Задонщине» и так называемой «Краткой летописной повести», где в числе убитых упоминается воин Александр Пересвет. Но просто как участник битвы.

Поединок же между русским богатырем и татарским впервые был упомянут лишь в «Сказании о Мамаевом побоище», созданном, как считают современные исследователи, уже в начале XVI века. После этого о сражении двух богатырей стали рассказывать практически все произведения, повествующие о битве на Куликовом поле, но реальность самого поединка до сих пор вызывает сомнения. И все из-за того, что , «Сказание» было создано почти полтора столетия спустя после сражения на Непрядве. Ученые исходят из того, что если бы поединок действительно имел место, то о нем должно было говориться и в более ранних памятниках «куликовского цикла».

Кстати, именно в «Сказании» впервые упоминается и о посещении Дмитрием Донским игумена Сергия Радонежского, благословившего князя на битву. Во время этой встречи, если верить «Сказанию» Дмитрий и попросил преподобного дать ему двух чернецов Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю, поскольку они «могучие воины, крепкие богатыри и весьма опытны в военном деле и устройстве». Сергий выполнил просьбу, велев им вместо доспехов облачиться в черное одеяние схимников и «крепко сражаться за Христа против врагов его». Уже на Куликовом поле, согласно «Сказанию», навстречу русскому войску выехал «злой печенег». В сказаниях нередко татар называли печенегами.

Татарский богатырь описывается как древний Голиаф. Его рост автор оценил в пять сажен, это более 10 метров, что конечно преувеличение.

На бой с безымянным печенегом вышел Пересвет. Возникла даже легенда, что Пересвет специально не надел кольчугу, чтобы быть свободнее в движениях и дотянуться до могучего врага.

Имя татарского исполина появляется уже в более поздних редакциях, там его называют Темир-мурзой ( железным князем). Имя Челубей возникает позже 300 лет спустя в 1680 году в "Синопсисе" Иннокентия Гизеля. И то только в третьей версии.

Авилов изобразил смертный бой, где погибли два богатыря, но Пересвет удержался на коне. Эту версию обычно рассказывают в учебниках истории.

-2

В 2005 году современный художник Рыженко создал картину "Победа Пересвета". Художник исходил ещё из одной версии. Пересвет смог вернуться в строй и нашел смерть в ходе сражения. Поэтическая "Задонщина" рассказывает, что Пересвет участвовал в битве наравне со всеми: " Поскакивает Пересвет на своем коне, золочёными доспехами сверкая". Ни о какой одежде схимника не говорится.

Кто бы ни был Пересвет воин или монах он бился за свободу Родины, а ордынский воин бился за себя и своего предводителя. За Пересветом была правда, за ним и осталась победа.