Темноволосая красавица с печальными глазами перечитала письмо султана. В стихах он восхищался ее красотой, каждая строка лишь о прелести ее румяного лица, роскошных черных, как вороново крыло, волос, но так мало о его чувствах к ней. Как же она завидовала этой красноволосой ведьме, ведь возлюбленный падишах с первой ночи начал называть соперницу госпожой своего сердца, душой целого мира, который он положил к ее ногам. Чем же провинилась она, весенняя роза Сулеймана, первая из красавиц дворца, прекрасная, как Луна, Махидевран-султан. Черкешенка решительно покинула покои с намерением отомстить разлучнице-рабыне.
Многие уверены в том, что Сулейман писал стихи только о своей возлюбленной Хасеки Хюррем султан, но матери старшего сына Мустафы, Махидевран, он посвящал не менее красивые строки. В них султан воспевает красоту прекрасной черкешенки и говорит о своей любви к ней.
Ценная рукопись, хранящаяся в библиотеке Варшавского университета, содержит дошедшие до наших дней произведения Сулеймана Кануни, творившего под псевдонимом Мухибби. Ее листы покрыты песчинками золота и серебра, а переплет из телячьей кожи украшен изображениями гвоздик на золотом фоне и эмалью кобальтового цвета. Однако истинное сокровище не сама книга, а ее содержание – стихи великого султана 500-летней давности, переписанные выдающимся мастером каллиграфии того периода Ахмедом Карахисари.
Большинство из них посвящено Хюррем и Ибрагиму, есть стихи, написанные в отчаянье о мятежном сыне Шехзаде Баязиде, но несколько строк посвящено и некогда любимой супруге Махидевран.
Играй, о, Махидевран, словно на небесной арфе!
О, Гюльбахар, та, что подобна небесному куполу...
О, та, чья божественная красота заставляет мое сердце биться,
Сыграй мне, о, Роза, как довольствуемся всепоглощающей любовью,
И не нужно Мухибби большего, лишь бы склониться подле любимой...
Divan de Muhibbi. 1529-1530 годы. Сборник стихов Сулеймана I
Хюррем же он писал более проникновенные стихи, в которых называл ее своей «повелительницей» и «самой страшной мукой»:
Я пред тобой, как ночной мотылек,
А ты как свеча, своим светом манишь меня,
Ты – напасть для меня, я сошел от любви с ума,
Ты мое несравненное горе, моя самая страшная мука,
Мое яркое солнце и щедрости полные горсти.
Я сам не свой, я слепо тебе подчиняюсь,
Ты султанша моя, моя повелительница.
Твой локон один заставляет петь мое сердце,
Стенания мои уже давно долетели до неба,
Дорогая, Мухибби болен.
И мой единственный экстракт – это ты.
Divan de Muhibbi. 1529-1530 годы. Сборник стихов Сулеймана I
Поскольку большую часть жизни Сулейман Великолепный провел в военных походах, он вел активную переписку с любимыми наложницами. Писал он и своей «весенней розе» Гюльбахар (еще одно имя Махидевран султан) такие строки:
Солнце не взойдет заново от печали двух влюбленных…
Пока есть ты, перед кем должен просить о милости Падишах?
Мухибби покорен любовью этой темноволосой красавицы,
А её прекрасные румяные щеки сведут с ума любого смертного!
Divan de Muhibbi. 1529-1530 годы. Сборник стихов Сулеймана I
В них Сулейман всего лишь восхищается красотой Махидевран и ее любовью к самому себе, но нет и намека на то, что сам он так же сильно влюблен в мать своего сына. Иначе он писал из походов Хюррем, называя ее «душой империи», «правительницей», «султаншей», «близким другом»:
Ты любимая моя и все мое сущее,
Ты мой близкий, душевный друг,
Моя Султанша прекраснее всех на свете.
Ты моя жизнь, бытие и все сущее.
Ты мой райский эликсир и рай весь целиком.
Ты моя радость, моя весна.
Ты мой день, моя роза. Эй, смеющаяся роза!
Ты моя радость, веселье, мой шум и гам.
Ты лучина, свеча и целое солнце.
Ты властительница моих мыслей, моя госпожа,
Моя тайна и явь, мой благоразумный совет.
Ты Султанша, правительница и повелительница.
Ты душа этой империи.
Divan de Muhibbi. 1529-1530 годы. Сборник стихов Сулеймана I
Если сравнить стихи и письма султана к обеим женщинам, то сложно не заметить, что Махидевран была в жизни Сулеймана лишь мимолетным увлечением. Он пишет о ее очаровательной внешности, не упоминая других достоинств.
Хюррем же он открыто заявляет о своей безграничной привязанности, о готовности отдать свою жизнь в ее руки. Не красота этой женщины восхищала его, а острота ума, властный характер, многогранность натуры. Ей он доверял самые сокровенные тайны и лишь ей одной готов был покориться.
Интересный факт: По стихам Сулеймана Кануни к своим любимым женщинам можно сделать один простой вывод: Махидевран была всего лишь прекрасна, а Хюррем – восхитительна.
А как вы считаете, любил ли Сулейман Махидевран? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Клио, а также на нашу группу Клио История в Telegram и сообщества в социальных сетях ОК и ВК.