И всякий раз, когда приходит январь, и по старому стилю стартует Третья школьная четверть...
Когда я впервые вышел на только открывшейся станции «Селигерская», то был слегка озадачен вывеской «Выход к парку им.Федорова»... Где это вообще? В нашем детство-юношестве никакими «парками» у нас там и не пахло. Вышел, огляделся – понял! Это теперь стало парк: действительно, всё красиво, дорожки, фонтаны, павильоны. А раньше это место называлось... Да никак оно не называлось. Угол Дмитровского шоссе и остановки «Ильменский проезд». Деревья растут, да. Но не парк, и даже не сквер.
Мы там на лыжах от школы бегали, туда нас Борис Михалыч водил...
О, Борис Михалыч, наш учитель физкультуры! Замечательный человек. Орал на нас иногда, конечно, страшно. Стены тряслись, штукатурка сыпалась, решетки на окнах спортзала звенели! Но а) мы иногда и правда заслуживали б) по-доброму, для нашей же пользы. Пользы и здоровья.
Всё и всегда у Борис Михалыча должно было быть на пользу. Каждое упражнение служило подготовкой к следующему, более трудному и важному.
Вот, к примеру, упражнение ходьба. Просто идешь, да? Отнюдь. Ходьба – это подготовка к метанию мяча, обучение правильной постановке ног, чтоб не просто кинуть мяч, а именно метнуть. А метание мяча – это уже подготовка к метанию гранаты в старших классах. А это уже – дело государственной важности. Поняли теперь? А вы думали – раз-раз, и пошел себе.
А еще ходьба – это подготовка к ходьбе на лыжах. Думаю, вы уже поняли, что каждый будущий воин должен уметь ходить на лыжах...
Да, так о лыжах.
ИХ Борис Михайлович был настоящий адепт и апологет. Очень его, кстати, тогда расстраивало, что в большом спорте как раз в те годы уже активно переходили все на «коньковый ход». «Бегут как тараканы беременные!» – так характеризовал Борис Михалыч новый модный тренд со всей свойственной ему образностью языка.. Всё потому, что Борис Михалыч истинно веровал, что лыжи – это «классика», и только она. Вот эти все элегантные движения, попеременный, одновременный, двухшажный, руками по одной толкаться, потом вместе...
Мы сначала всё это сдавали в зале, типа зачет! Стояли и руками махали в полуприседе! На лыжню допускались только лучшие!
Но зато когда лучшие шли в будущий парк имени Федорова, а тогда – просто «к Еревану», по одноименному кинотеатру.
Да, а лыжня как раз огибала весь будущий парк, и часть ее проходила за «Универсамом №21», такая петелька. Смысл в том, что от позиции «Старт – Финиш» почти у Дмитровки, где стоит Борис Михалыч с секундомером – этой «петельки» не видно. Само собой, у некоторых юных спортсменов возникает соблазн «срезать» и порадовать наставника хорошим результатом на дистанции. Ага, порадовали.
– Макаров! Лебедев! Вы что думаете, у меня глаз на жопе нет?!! – закричал Борис Михалыч так, что снег посыпался с ветвей деревьев, и слетели «рога» с проводов проходящего мимо 56-го троллейбуса, – Результат не засчитан!!! Оценка «Два»!!!
Так мы узнали о еще одной уникальной особенности характера Бориса Михайловича.
Да, и в следующую субботу – пересдача. И опять бежим, но уже как положено. А у «Универсама №21» же сбоку – винный отдел. Ну и хоть уже борьба с пьянством и алкоголизмом объявлена, но всё равно посетителей достаточно. И вот некоторые уже выходят, откупоривают прямо рядом, разливают – а мимо них мы на лыжах. И слышим радостное такое:
– Давай, парни! Помним-помним, как зажопили вас в ту субботу! Не срезай! Болеем за вас! Давай, раз-два, раз-два, резче толкайся! Шире шаг! Шайбу, шайбу! Ваше здоровье!..
Да, и вот 30 с лишним лет прошло, но до сих пор для меня: середина января – это даже не Старый Новый год, а вот именно начало третьей школьной четверти и Уроки лыжного спорта под руководством Бориса Михайловича...