Найти в Дзене
Лекторий «Прямая речь»

Горькая правда. В Испании Вермеер не бывал и работ его там нет.

Испанские короли не покупали творения голландцев – врагов на поле брани и отступников от истинной веры.

Единственное, что связывает Вермеера и Испанию – это испанские обои и испанские стулья. Начнем с обоев.

В эпоху барокко в Европе были популярны кожаные «испанские» обои. Эту традицию, как и много другое полезное, в Испанию принесли арабы. «Мавры» использовали раскрашенные и частично позолоченные обои из тонкой телячьей, овечьей или козьей кожи. На обои наносили золотое или серебряное тиснение, иногда глазурь, потом их раскрашивали. В Европе встречались разные названия роскошных обоев: «испанская кожа» (Peaux d`Espagne), «золотая кожа», «кордовские» или «гадамесские» обои. В 18 веке — с наступлением эпохи классицизма — кожаные обои вытесняются печатными или раскрашенными вручную бумажными обоями.

Вермеер, его жена и многодетное семейство (11 детей) с декабря 1660 жили в доме тещи Марии Тинс. Через 3 месяца после похорон художника в дом пришли судебные приставы. В этой описи, найденной в архиве и опубликованной в журнале «Старая Голландия» в 2001 году, упомянуты 7 метров тисненой с позолотой кожи. Её фрагмент мы видим на стене в «Аллегории Веры» кисти Вермеера.

Многие предметы появляются у Вермеера по много раз, испанская кожа только в заказной «Аллегории». Он предпочитал заливать интерьеры естественным светом.

Так о Вермеере рассказывает искусствовед Татьяна Пигарёва. И это только 1/1000 часть того, что вы услышите на лекции 5 апреля!

Приходите в лекторий или присоединяйтесь онлайн — поговорим об одном из самых узнаваемых голландских художников. И узнаем о новых находках, связанных с выставкой, открытой сейчас в Амстердаме.

Билеты