В ноябре 1944 года девять наших истребителей Ла-5 вышли на свободную охоту. Они получили задание – патрулировать небо над Яслоданем, а если попадётся враг – вступить в бой.
Наши истребители шли боевым порядком, выработанном за годы войны. Впереди ударная пятёрка, сзади и выше их четыре Ла-5 группы прикрытия.
Выйдя в указанный район, истребители начали патрулировать, но противника видно не было.
Но вскоре с группы прикрытия, которая шла выше, передали, что в небе появились шесть мессершмиттов.
Противник шёл примерно так же, как и наши. Четыре самолёта впереди, ещё два выше и позади.
Командир свободных охотников быстро прикинул ситуацию. Четвёрка мессершмиттов шла ниже его пятёрки Ла-5.
Поэтому он дал команду группе прикрытия связать боем верхнюю пару пилотов люфтваффе, а сам решил разобраться с четырьмя мессершмиттами.
Увеличив скорость, Ла-5 сверху обрушились на противника. При этом наши лётчики разошлись подальше, чтобы дистанция меж самолётов была побольше. Это давало свободу манёвра в воздушном бою.
Мессершмитты, заметив наши истребители, сразу же развернулись влево и пошли вверх. Но от Ла-5, особенно если им управляет опытный боец, уйти трудно.
Ведущий пилот нагнал последний мессершмитт и длинной очередью прошёлся фюзеляжу и левой плоскости.
Повреждённый враг клюнул носом и камнем упал вниз, оставив за собой широкую полосу дыма. Ещё один мессершмитт шарахнулся в сторону и угодил под огонь тех Ла-5, что шли за ведущим.
Ушедшие вверх два немецких истребителя столкнулись с группой прикрытия, те уже вели бой ещё с двумя мессершмиттами.
Пятёрка Ла-5 набрала высоту и хотела атаковать немцев сверху. Но противник попался грамотный и упорный.
Немцам удалось навязать свою тактику ведения боя, на вертикалях. Мессершмитты имели здесь преимущество перед нашими самолётами.
Однако Ла-5 пользовались своим двойным превосходством в силах.
Немцы, выходя вверх или пикируя, пытались зайти в хвост нашим, а пилоты Ла-5 крутились, также постоянно оказываясь на хвостах противника.
Начались гонки по вертикали. Самолёты взмывали в небо друг за другом, воздух был иссечён разноцветными трассами.
Однако никому не удалось одержать победы. Наконец, мессершмитты энергичным виражом ушли вверх и направились на запад.
Воздушный бой был окончен.
Ведущий увидел, что в район патрулирования подходит десять яков. Они шли на замену Ла-5.
Он повел свою девятку домой.
Посматривая по сторонам, ведущий свободных охотников заметил, что один Ла-5 идёт немного позади.
Он приказал ему подтянуться ближе, но лётчик не ответил. Видимо, у него была повреждена радиостанция.
Вскоре самолёты начали снижаться, так как уже совсем близко был аэродром. И в это время ведущий заметил, как к отставшему самолёту подкрадывается мессершмитт.
Тут же он закричал по рации об опасности и резко развернувшись, помчался на выручку.
Немецкий истребитель успел дать очередь по Ла-5 и тут же, проскочив под остальными нашими истребителями, и смог уйти.
Подбитый Ла-5 задымил и пошёл со снижением в сторону ближайшего аэродрома, где находился полк яков.
Буквально через минуту он исчез. Наши крутились, но не видели ни подбитого товарища, ни мессершмитта.
Вернувшись к себе, лётчики узнали, что подбитый Ла-5 рухнул около городка Бешменсед.