Найти в Дзене
MILITAN

Все самое интересное о Линии Мажино в десяти фактах

Оглавление

В 1914 году германские войска вторглись во Францию и в течении следующих четырех лет оккупировали примерно 21 000 квадратных километров французских земель. На эту территорию приходилось 25% сталелитейных мощностей всей страны, 40% запасов угля и 64% производства чугуна.

Восемь миллионов французов было мобилизовано, чтобы изгнать оккупантов. По разным оценкам, 52% из них пали жертвами на той войне. Многие из самых жестоких сражений той войны, такие как битвы при Сомме и Вердене, а так же весеннее наступление Германии 1918 года, проходили на французской земле.

После перемирия, Франция была одержима идеей подготовиться к возможной войне в будущем. Когда Веймарская республика приступила к перевооружению Германии, реформа, которая при нацистах только усиливалась, французское правительство приступило к строительству огромного оборонительного рубежа вдоль восточной границы. Эти сооружения получили название Линия Мажино, в честь военного министра Андре Мажино, который после Первой мировой войны, настаивал на том, чтобы правительство больше инвестировало в оборону страны.

По завершении строительства, эта сеть бетонных бункеров, дотов и подземных казематов протяженностью 450 километров, безусловно, выглядела внушительно. Но оказалось, что ставка Франции на стационарные укрепления, какими бы грозными они ни были, обернулась катастрофой. Линия Мажино стала символом всего неправильного в предвоенной стратегии союзников.

Но был ли подобный способ обороны действительно ошибкой, о чем говорили и говорят? Предлагаю ознакомиться с десятью фактами об одном из самых впечатляющих инженерных строений в военной истории, а затем решить самим, так это, или нет . . .

Линия Мажино
Линия Мажино

1. Один из самых грандиозных военных проектов в истории человечества

Комиссия по организации укреплений французских регионов (CORF), потратила долгие 10 лет на проектирование, установку, модернизацию и расширение пограничных укреплений, которые в конечном итоге стали известны, как Линия Мажино. Работы начались скромно, в 1929 году была построена серия не больших бетонных ДОТов вдоль границы Франции с демилитаризованной Рейнской областью. Модернизацией и расширением занимались вплоть до середины 1930-х годов.

Конечной целью было строительство оборонительных сооружений, которые бы растянулись от Швейцарских Альп до Ла-Манша, с наиболее укрепленным 500 километровым участком на границе Франции с Германией. Правительство потратило на проект около 3,3 миллиарда франков. На строительство 142 бункеров, 352 казематов и 5000 блокгаузов* было использовано 1,5 миллионов кубометров бетона и 150 000 тонн стали, чего хватило бы для строительства 5300 единиц танков-гигантов Char B1 или пяти линкоров класса Richelieu.

МОГУЧИЕ И УЖАСНЫЕ ТАНКИ ФРАНЦИИ ВРЕМЁН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
MILITAN15 апреля 2021
Блокгауз* — огневой фортификационное строение, которое позволяет вести круговой ружейный и артиллерийский огонь.

2. Глубина оборонительных сооружений простиралась на много километров

В самом широком месте Линия Мажино имела глубину более 25 километров и состояла из ряда отдельных оборонительных участков. На передке были замаскированные наблюдательные пункты, расположенные вдоль границы с Германией. В тылу находились противотанковые, минометные и пулеметные точки; подземные бункеры для пехоты и казематы.

Как я уже говорил, всего насчитывалось 142 артиллерийских форта, 352 каземата и 5000 укреплений меньшего размера, многие из которых были разбросаны по ландшафту для создания взаимосвязанных огневых полей. Сооружения были связаны лабиринтом туннелей, что позволяло персоналу перемещаться с позиции на позицию, не подвергая себя опасности. Линию поддерживала сеть мобильных железнодорожных орудий, которые могли вести огонь там, где это было необходимо.

Наблюдение и управления огнем осуществлялось с 78 точек расположенных на возвышенностях. Вся система была связана автономной телефонной и беспроводной коммуникационной инфраструктурой.

Линия Мажино
Линия Мажино

3. Скрытые сюрпризы

Если во время боя было не достаточно огня орудий, минометов и пулеметов, инженеры добавили множество дополнительных препятствий, которые либо останавливали наступление, либо направляли его в заранее намеченные и пристреленные зоны. Минами были усеяны подходы к опорным пунктам, а полями противотанковых ежей создали непроходимые барьеры для бронетехники.

Были построены плотины и дамбы, которые можно было открыть в случае чрезвычайной ситуации, чтобы затопить большие участки полей и лугов. Инженеры спроектировали бункеры с обращенными вперед бетонными стенами толщиной до 4 метров, но относительно тонкой защитой в тылу, так что любые позиции, захваченные в ходе лобовых атак, могли быть легко отбиты французской контратакой.

4. Роскошные казармы

Условия жизни, для почти полумиллионного гарнизона, постоянно находившегося на Линии Мажино, были вполне комфортными. В обширных подземных казематах располагались казармы, столовые, больницы и даже зоны отдыха. В каждом из них был собственный электрогенератор, горячая и холодная вода, большой запас продовольствия и боеприпасов, чтобы выдерживать длительную осаду.

Солдаты могли даже добираться до своих передовых позиций и обратно с помощью автономного узкоколейного метро. Система вентиляции обеспечивала фильтрацию воздуха в проходах и защищала солдат от газовых атак. И все же, несмотря на все удобства, жизнь под землей не всегда была приятной, проходы были печально известны своей сыростью и холодом.

5. Коварная стратегия

На первый взгляд Линия Мажино была спроектирована так, чтобы предотвратить прямое нападение Германии на Францию, одновременно защищая жизненно важные отрасли промышленности, расположенные в спорных регионах Эльзас-Лотарингия. Но стратегия линии была не только в этом. Планировщики обороны предполагали, что угрожающий барьер может вынудить Германию вообще отказаться от лобовой атаки и вместо этого пойти через Бельгию. Несомненно, что такой шаг втянул бы в конфликт другие европейские державы, а именно Великобританию, а так же настроил мировое общественное мнение против Берлина. У французов была надежда, что при таком сценарии захватчики будут разбиты армией союзников в Бельгии. Как же они ошибались...

Линия Мажино
Линия Мажино

6. Гордость страны

Линия Мажино быстро стала гордостью французского народа. На кадрах кинохроники показаны неприступные бункера и мощные орудия, что не могло не способствовать возникновению чувства национальной непобедимости. К сожалению, оборонительные сооружения настолько впечатлили избирателей, что многие усомнились в необходимости усиления армии, в том числе бронетехникой, чтобы соответствовать современной механизированной военной машине Германии.

7. Многие последовали примеру Франции

Пропаганда Линии Мажино произвела впечатление не только на народ Франции. Другие мировые державы не могли не обратить на неё внимание и вскоре стали вкладывать средства в свои собственные укрепления. Начиная с 1936 года, Греция приступила к работам по возведению 160 километровой линии вдоль границы со своим давним врагом - Болгарией. Ее назвали в честь премьер-министра страны, Линия Метаксаса. Еще в 1935 году аналогичным образом поступила Чехословакия, построившая сеть бункеров, дотов и артиллерийских фортов на границе с нацистской Германией.

За два года до начала войны третий рейх так же построил укрепления прямо напротив Линии Мажино. Прозванная союзниками Линией Зигфрида, гитлеровская "западная стена", была куда менее амбициозной, чем французский аналог и состояла из укрепленных огневых точек и танковых заграждений.

8. Не все были впечатлены Линией Мажино

Несмотря на то, что Франция вложила много средств в укрепления, концепция не обошлась без критики. Ястребиный и насквозь антинацистский политик Поль Рейно, лоббировал в правительстве отказаться от строительства и вместо этого инвестировать, как и Германия, в мощные и современные военно-воздушные силы и танки. Это мнение разделял молодой и многообещающий офицер Шарль де Голль. Ветеран Первой мировой войны и автор книги 1934 года "Vers l'Armée de Metier" ("На пути к профессиональной армии"), он предлагал отойти от стратегии обороны и строить армию на принципах мобильной войны и решающего использования танков. Мало кто во Франции уделял внимание де Голлю, а вот в Германии его книга имела поразительный успех.

Линия Мажино
Линия Мажино

9. Линия Мажино была легко преодолена

Несмотря на время, усилия и средства, потраченные на строительство Линии Мажино, ей не было суждено показать себя во всей красе. В мае 1940 года, гитлеровская армия просто обошла ее, как и предсказывалось, напав на Францию через Бельгию. К июню нацистские танковые части двинулись на юг от Арденн и полностью отрезали линию обороны с тыла.

В начале вторжения орудия вермахта в течение четырех дней, практически безостановочно обстреливали малый перевал Ла Ферте, одно из самых изолированных укреплений линии вдоль бельгийской границы. К тому времени, когда позиции были захвачены, весь гарнизон, а это 107 человек, погиб. Поврежденные башни малого перевала Ла Ферте и по сей день остаются национальным памятником.

Немецкие части с юга, неоднократно пытались штурмовать различные укрепления вдоль линии фронта. В течении июня 1940 года была проведена серия лобовых атак и в большинстве случаев французы выстояли и продолжали держаться вплость до капитуляции Франции.

10. После Второй мировой войны

Блицкриг не стал концом Линии Мажино. Французские войска вновь заняли ее через 5 месяцев* после высадки в Нормандии. Позже, многие укрепления были отремонтированы и даже модернизированы. В годы, последовавшие за 1945 годом, ряд крупных бункеров в глубине страны стали командными центрами НАТО. Когда в конце 1960 годов Франция вышла из альянса, большинство объектов забросили, а позже продали с аукциона виноделам, фермерам и застройщикам недвижимости. В настоящее время ряд сооружений остаются историческими памятниками и туристическими достопримечательностями.

Линия Мажино
Линия Мажино

Некоторые историки утверждают, что, несмотря на то, что немецкая армия обошла французов с флангов, линия Мажино действительно выполнила своё предназначение. Она удержала немецкую армию от прямого вторжения и защитила территории Эльзас-Лотарингии. Защитники укреплений указывают на то, что именно полевая армия Франции не смогла остановить натиск нацистов идущих через Арденны и в конечном итоге именно этот провал привел к падению Франции.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!