Чем старше становится ребёнок, тем слабее связь с родителями. Повзрослевший тинейжер всё чаще отгораживается и отдаляется. Закрывается в своей комнате, отвечает на вопросы о том, как прошёл его день формальным «нормально».
Мамам и папам необходимо найти новые инструменты для построения здоровых отношений с ребёнком, который уже вырос из формата вашей привычной опеки, но ещё не готов «вылететь из гнезда».
В этой статье мы предлагаем 5 психологических игр и приёмов, которые помогут ребёнку адаптироваться к своему взрослению и без травм принимать свои психологические состояния, а родителям сохранить отношения с ребёнком.
1. День самоуправления
Похожие мероприятия часто устраивают в школах в день учителя. Один день ученики-старшеклассники заменяют учителей на уроках. Мы предлагаем устроить день самоуправления в семье.
Выберите семейный выходной, а ответственность за его организацию доверьте ребёнку. Пусть составит план мероприятий, расписание выходного дня.
Так ребёнок познакомится с ответственностью, научится учитывать мнение окружающих и поймёт, что вы ему доверяете. Постепенно и он начнёт доверять и посвящать в свои дела.
2. Нарисуй то, что я вижу
Эта игра поможет вам лучше понимать друг друга. Вы наглядно увидите, что как вы, так и ребёнок далеко не всегда понимаете сказанное так, как имелось в виду.
Родителю понадобится простая картинка. Её можно найти в интернете или нарисовать. Её нельзя показывать ребёнку.
Ребёнку — лист и карандаш или фломастер. Для удобства можно прикрепить листы к планшетам или положить на что-то плотное, например, книги.
Сядьте друг напротив друга так, чтобы не видеть содержимого листиков.
Задача родителя — описать картинку так, чтобы ребёнок нарисовал у себя на листочке то же самое. Жестикулировать, помогать себе руками, заглядывать друг к другу в листики нельзя. Только слова.
Обсудите, что было сказано не понятно, что можно было бы сказать, чтобы понять задачу более точно.
Хорошо, если в такой игре примут участие все члены семьи.
3. Что чувствует, что думает, как лучше поступить
После совместного просмотра фильма, сериала, спектакля, прочитанной главы книги, серии мультфильма, обсуждайте с ребёнком то, что увидели. Послушайте песни, которые слушает ребёнок, попробуйте игры, в которые он играет. Пусть ребёнок выберет то, к чему он неравнодушен.
Спросите, как он думает:
- что чувствует герой,
- почему герой так поступил,
- как бы он поступил не его месте,
- что бы это смогло изменить.
Это поможет ребёнку делиться своими переживаниями, впечатлениями и эмоциями.
4. Советуйтесь
Подростковый возраст отличается от детского в первую очередь тем, что ребёнок чувствует себя взрослым и старается доказать это своим поведением. Примите его правила игры. Дайте ему возможность помогать в принятии взрослых решений, понять, что любое решение повлечёт за собой ответственность.
Например, спросите у ребёнка совета:
- при распределении семейного бюджета,
- пришло ли время отдавать младшего в садик,
- стоит ли вам менять работу.
5. Один за всех и все за одного
Возьмитесь за семейный проект, где все на равных. Создайте семейный чат для его обсуждения, где каждый будет писать, как идут дела в его зоне ответственности. Пусть ребёнок почувствует свою важность и необходимость.
Это очень сблизит всех членов семьи и даст возможность подростку понять, что семья — это не просто люди, живущие по одному адресу, а дружная сплочённая команда.
Автор: Лаура Романовская, психотерапевт, мама сына на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи этого автора: