На минувшей неделе состоялось первое в 2023 году заседание Общественного Совета при Пермской городской Думе. Общественники осмотрели новый корпус гимназии №17 и обсудили подходы к формированию функциональной грамотности у детей.
Дом знаний.
Новый состав Общественного Совета при Пермской гордуме начал работу. 30 марта члены Совета ознакомились с новым корпусом гимназии №17. Объект площадью 10,5 тыс. кв. метров ввели в эксплуатацию в начале года. Со старым зданием он соединен переходом на уровне второго этажа. Корпус рассчитан на 550 учеников, сейчас в двух корпусах учатся более 1000 детей.
Знакомство общественников с новым корпусом старейшей гимназии в городе началось с зимнего сада. «Это любимое место учеников», – заметила директор гимназии №17 Марина Демидова. Из окон зимнего сада открывается вид на старое здание гимназии, в 1901 году его городской Думе подарил купец Любимов для открытия торговой школы.
Дмитрий Малютин, председатель Пермской городской Думы:– Сфера образования – значимая часть социального блока бюджета Перми, на нее приходится самая большая доля расходов. В трехлетнем периоде выделено 20 млрд рублей на эти цели. Большое внимание уделяем не только строительству и ремонту объектов, но и приобретению современного оборудования для учреждений. Для нас важно, чтобы дети получали качественно образование, воспитывали в себе чувство патриотизма и любви к Родине, краю и городу, развивались сами, чтобы в будущем сделать Пермь лучше.
В новом корпусе два этажа заняли два спортивных зала. Площадь верхнего – 550 кв. м, напольное покрытие позволяет проводить соревнования международного уровня, установлены тренажеры и скалодром. Во дворе обустроили современную спортивную площадку. В столовой столы поставили просторно – здесь ученики не только трапезничают, но и общаются в свободное время. В отдельной комнате создано пространство для досуга по проекту самих школьников: на стене висит интерактивная доска для игры в шашки и шахматы, установлены удобные места для отдыха.
Появились и специальные классы. В кабинете уроков труда для мальчиков проводят дополнительные занятия по электронике и автоматике, здесь установлены станки по обработке дерева и металла. Для девочек под уроки труда современным кухонным и швейным оборудованием оснащен еще один кабинет. Для инженерного класса приобрели робототехническое оборудование – для схематехники и летательной робототехники, легооборудование, два центра прототипирования – они позволяют создать электронное устройство с нуля. Со следующего года стартуют кружки по робототехнике и написанию кодов для программного обеспечения. «Технологии виртуальной реальности позволяют оказаться в любой точке Вселенной. Учителям новые инструменты упрощают задачу – раньше мы просто показывали детям видеоролики, теперь с помощью оборудования они становятся не просто наблюдателями, а участниками процесса. Дети могут посмотреть, как расщепляется ядро урана, как меняется скорость реакции», – рассказывает учитель физики гимназии №17 Светлана Проничева.
Вперед в будущее.
После экскурсии в актовом зале нового корпуса гимназии состоялось заседание Общественного Совета при Пермской гордуме. Ключевым вопросом стало формированию функциональной грамотности пермских школьников.
«В нашем детстве такого оборудования в школах, как у наших детей, не было. И это радует! Для этого мы живем и работаем, чтобы дети получили качественное образование в комфортных условиях», – отметил в приветственном слове председатель Пермской гордумы и Общественного Совета Дмитрий Малютин.
Светлана Малинина, директор Центра развития системы образования Перми, начала свою презентацию с задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным. Глава государства обозначил технологический и кадровый суверенитет как необходимые условия для достижения высокого уровня технологического развития страны. Для этого за ближайшие пять лет необходимо подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики. Эта задача напрямую связана с качеством образования в школах, считает г-жа Малинина.
«Если раньше актуальным был тезис: «Забудьте все, чему вас учили ранее», то XXI век диктует новые правила – «Нет времени на доучивание». Сейчас необходим более осознанный подход школьников при поступлении в вузы. Нельзя рассчитывать на однажды полученные навыки, поскольку мир вокруг меняется очень быстро. В связи с этим важную роль наряду с фундаментальными знаниями приобретает функциональная грамотность. Это способность к компетентному и эффективному действию, умению находить оптимальные решения задач и воплощению их на практике», – рассказала Светлана Малинина.
В школах Перми идея подготовки функциональной грамотности прописана в Стратегии системы образования города до 2030 года. В школах идет процесс формирования профессиональных навыков. Профессию дети, конечно, не получают, но подготовка позволяет выявить сильные качества учеников и нащупать интерес к будущей сфере деятельности.
Кроме того, в городе создано социальное партнерство властей Перми, промышленных предприятий и других организаций, а также школ. Сотрудничество позволяет старшеклассникам ознакомиться с тем или иным предприятием и конкретной профессией на практике. Также школы совместно с социальными партнерами реализуют собственные проекты, например «Техношкола» ежегодно проводит фестиваль технических проектов и конкурс юных изобретателей «Технобудущее». А во многих школах появляются мастерские, где ученики могут получить дополнительное образование. «Оснащение школ дорогостоящим и современным оборудованием позволяет выпускникам сформировать внутреннюю уверенность по отношению к будущей профессии. Главное, у них есть возможность выбора, это важно для самоопределения», – резюмировала выступающая.
В семи школах Перми дети смогут освоить программу начального образования за три года
Марина Демидова рассказала, как в гимназии №17 реализовали проект по IT-предпринимательству совместно с технопарком Morion Digital. Полугодовой курс для старшеклассников ориентирован на разработку учениками собственных проектов. Для этого им удалось посотрудничать с ведущими пермскими компаниями в сфере информационных технологий, резидентами технопарка.
«Я поражен оснащением школы, невозможно сопоставить с тем, что было ранее. Но у меня сложилось впечатление, что в школах кадетской направленности уделяется больше внимания патриотическому воспитанию детей, а в таких современно укомплектованных учреждениях выпускники выходят профессионалами высокого уровня. Подозреваю, есть опасность, что они уедут работать на предприятия Запада», – отметил Валерий Кокшаров, председатель Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Пермского края. Он также утонил, сколько школ оснащены современной техникой. По словам Светланы Малининой, порядка 40% школ Перми закупают новое оборудование.
«Задача обучения и воспитания не противостоят друг другу, – считает директор гимназии №17. – Да, многие выпускники уезжают в США, Англию, Францию, но есть и те, кто остается». Генеральный директор некоммерческой организации «Центр развития одаренности» Юлия Шевченко считает, что выпускники школ, уезжающие за границу, становятся примером высокого уровня образования в Перми для других стран.
Вице-спикер Пермской гордумы Максим Спиридонов отметил: «Общественный Совет обсуждает важные для всех горожан темы. В этот раз остановили внимание на сфере образования. В частности, затронули техническое оснащение школ и поставки оборудования. Приятно видеть, что дети учатся в таких светлых, просторных кабинетах, оснащенных по последнему слову техники».