Эдгар Дега – один из самых известных художников-импрессионистов. Помимо изобретения новой техники создания изображения, импрессионисты оказались новаторами и в выборе тем для своих полотен. Теперь не только сюжеты из мифологии или претендующие на всеохватность сцены из жизни стали появляться на картинах, но и то, что раньше ускользало – городские окраины, кувшинки на пруду и, конечно, балерины.
Сам Дега писал: «Меня называют художником танцовщиц».
Это неудивительно, ведь очень большое количество полотен посвящено именно балеринам. Важно, что это не только изображение выступлений, но и той самой повседневности, которая раньше считалась недостойной живописи. Например, картина «Балетная школа» изображает как раз один из многочисленных дней репетиций для юных балерин, только начинающих свой долгий и нелегкий путь. Мы видим, как одна балерина надевает пуанты, другие стоят у балетного станка…Множество фигур, каждая из которых занята чем-то своим, вызывает желание рассмотреть все детали.
Импрессионисты стремились преодолеть статичность в живописи, особое внимание обращая на игру света и тени. Легкие мазки, множество ярких цветов позволяли художникам уловить то, что было невозможно представить живописцам предыдущего столетия – само движение.
Картина «Звезда балета» - яркий пример того, как новая техника позволила преодолеть неподвижность и тяжеловесность образа. Балерина как бы выпархивает, подобно бабочке, в центр сцены, а размытые, нечеткие фигуры людей на фоне усиливают это ощущение движения. Задолго до повсеместного распространения цифровой фотографии художнику удалось поймать «живое» мгновение.
Полотно «Голубые танцовщицы» демонстрирует и особое внимание, чуткость импрессиониста к нюансам перехода между цветами. Голубой цвет пачек как бы вырывается наружу, окрашивая и фон, что создает ощущение текучести и мимолетности самой жизни, один из моментов которой удалось уловить художнику.