Найти тему
12,6K подписчиков

Храмы на Пятницкой, или Древний монастырь, цари и наследники, Черниговские святые и московские баптисты

1,3K прочитали

Сел писать новую статью и задумался: а сколько в Москве всего существует или существовало монастырей? Оказалось, что действующих на сегодняшний день, включая один, расположенный в Новой Москве – шестнадцать. А упраздненных или утраченных – и при советской власти, и в царские времена – и не сосчитать.

О многих тех монастырях и монастырских подворьях большинство из нас никогда не слышали, а про некоторые попросту благополучно забыли.

Сел писать новую статью и задумался: а сколько в Москве всего существует или существовало монастырей?

Так и я, начиная писать о двух церквях, стоящих в Черниговском переулке возле Пятницкой улицы, по которой мы с друзьями гуляли почти каждую неделю на протяжении многих лет, не сразу понял, что давным-давно слышал про располагавшийся здесь в четырнадцатом веке…

…Ивановский монастырь «под бором»

Первая моя мысль была: надо же, вот и еще одно «древесное, лесное» название. А потом вдруг сообразил, что не только слышал, но уже и писал о нем в своих статьях.

Сейчас и поверить трудно, что здесь, почти в центре Москвы, когда-то шумел густой лес, а сама местность считалась пригородом. Хоть и важным пригородом: на этом самом месте пересекались дороги, ведущие в Москву.

А еще стоял древний монастырь.

Сел писать новую статью и задумался: а сколько в Москве всего существует или существовало монастырей?-2

Летописи о нем впервые упоминают в 1415 году, повествуя о рождении великого князя Василия Второго Темного. Простоял тот монастырь совсем недолго – чуть более сотни лет, после чего был перенесен… на Кулишки, к склону Ивановской горки, а по дороге превратился из мужского в женский.

И упоминал я об этом, когда писал статью про Иоанно-Предтеченский монастырь.

Но сегодня речь не об Ивановской горке, что неизменно дорога моему сердцу, а о местности в Замоскворечье, примерно на трети пути между набережной и станцией метро Новокузнецкая.

Сел писать новую статью и задумался: а сколько в Москве всего существует или существовало монастырей?-3

Надо сказать, события здесь происходили любопытные. В 1514 году Василий Третий повелел на месте ветхой монастырской деревянной церкви возвести новый каменный храм. Строительство поручили итальянскому зодчему Алевизу Фрязину Новому. А вскоре после окончания строительства великий князь взял да и упразднил весь монастырь, перенеся его на новое место.

Прозвище Новый, кстати, знаменитому мастеру дали на Руси во избежание путаницы. Дело в том, что Алевизов Фрязиных в истории существовало два. Алевиз Старый (или просто Алевиз Фрязин, или просто Алевиз) приехал в Москву из Италии в 1494 году и трудился над строительством великокняжеского дворца и Кремлевских стен.

Сел писать новую статью и задумался: а сколько в Москве всего существует или существовало монастырей?-4

Алевиз же Новый прибыл в государство Московское чуть позже – в начале шестнадцатого столетия – с новой группой римских архитекторов. По дороге он попался крымскому хану Менгли-Гирею, для которого был вынужден некоторое время поработать над подготовкой к строительству Бахчисарайского дворца. Вскоре хан отпустил зодчего подобру-поздорову, да еще и сопроводил письмом от себя к царствовавшему тогда Ивану Третьему:

«А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь»

В Москве Алевиз Новый успел построить Архангельский собор Кремля, собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской слободы и много чего еще.

В том числе и храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре, чье освящение состоялось 29 августа 1515 года (4 фото).

Считается, что идея перенести монастырь из Замоскворечья (или Заречья, как еще тогда говорили) в Белый город принадлежала не самому царю, а его второй жене Елене Глинской. Правда, официальных документов ни о том, с какой целью или по какой причине, ни в каком году, ни кем в действительности это осуществилось, не найдено.

До своего переноса замоскворецкий Ивановский монастырь был традиционным местом молитвы за благополучное рождение наследника престола. Ведь мы помним, что у Василия Третьего с наследником долгое время не складывалось, что привело даже к беспрецедентному доселе разводу великого князя с его первой супругой и насильственному ее заточению в монастырь. Царь женился повторно, теперь уже на литовской принцессе Елене Васильевне Глинской.

Кстати, говорят, что церковь Вознесения в Коломенском возводилась ровно с той же целью – для устроения в ней непрерывных молебнов о наследнике, но строительство столь грандиозного собора затянулось, и царица успела благополучно разродиться до его окончания.

  • Кстати, я вам искренне рекомендую прочитать статью про Покровский женский монастырь в Суздале, где описаны эти события, а особенно уделить внимание истории, которую в комментариях под статьей описала моя дорогая подписчица Марина (Оптимистка). Я до сих пор размышляю, в каком бы виде опубликовать ту повесть целиком, с разрешения автора. Текста там набралось на целых 22 страницы формата А4. И история эта потрясающа!

По наиболее популярной версии, как раз после благополучного рождения нового будущего царя, Ивановский монастырь и было решено перенести. После же того, как вся братия переселилась в новое место…

…Храмы в Черниговском переулке сделались приходскими

В 1578 году возле Иоанно-Предтеченского храма торжественно встречали перенесенные из Чернигова мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Федора. В память об этом событии в 1625 году здесь же выстроили деревянный храм, посвященный Черниговским чудотворцам. А в 1675 году купчиха Иулиания Ивановна Малютина возвела вместо него каменный, который сохранился до наших дней (9 фото).

Незадолго до этого, в 1658 году, перестроили Алевизовскую церковь Иоанна Предтечи, разрушенную во время Смуты. От первоначального храма в результате остался лишь белокаменный фундамент и фрагменты подклета (4 фото).

Спустя сотню лет к обновленному храму пристроили обширную трапезную с приделом Косьмы и Дамиана (6 фото).

А одновременно с трапезной начали возводить и отдельно стоящую колокольню на углу Черниговского переулка и Пятницкой. Строили ее долго. Если трапезная была готова уже в 1759 году, то колокольня лишь к 1781-му (7 фото).

В очередной раз храм обновили в промежутке между 1896 и 1904 годами, и трудился над этими работами не кто иной, как Федор Осипович Шехтель. Тогда же был обновлен иконостас (5 фото)

и восстановлены росписи (12 фото).

Кстати, интересна и удивительна сама идея того, как небольшой в общем-то иконостас главного престола словно единое целое перетекает в богатейшие каскады фресок, которые как будто расширяют его чуть ли не на весь храм! (3 фото)

Революция, произошедшая вскоре, храмы не пощадила, однако они не были уничтожены. В 1917 году закрыли храм Иоанна Предтечи, а вскоре после него – храм Черниговских мучеников.

Сел писать новую статью и задумался: а сколько в Москве всего существует или существовало монастырей?-13

Удивительно то, что последний хотели снести, но отчего-то случилось так, что вместо этого в 1924 году его помещение передали под молитвенный дом Евангельских христиан-баптистов. Уникальный случай, когда протестантская церковь поспособствовала сохранению православного храма.

Сел писать новую статью и задумался: а сколько в Москве всего существует или существовало монастырей?-14

Правда, уже через десять лет здание отняли и у баптистов, разместив в нем склад.

«Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается Управление продовольственными товарами Райторготдела Советского района»
(Михаил Леонидович Богоявленский, краевед и один из крупнейших знатоков истории московских храмов, 1969 г.)

Храмы Черниговского переулка отреставрировали в семидесятых годах прошлого века – вся Москва тогда готовилась к скорой Олимпиаде, и город тщательно приводили в порядок. На храмах восстановили купола и кресты, а внутри Иоанновского храма даже были обнаружены фрагменты росписей восемнадцатого-девятнадцатого столетий.

В середине восьмидесятых годов храмы принадлежали Министерству промышленности стройматериалов СССР, которое разместило в них демонстрационно-выставочный зал «Художественное стекло». А в 1990-х годах оба они были переданы Церкви, и в них возобновились богослужения.

А в отдельно стоящей часовне храма Усекновения главы Иоанна Крестителя сейчас располагается уютное кафе с красивым, звучным названием (6 фото).

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...