Оригинально раскрашенный автомобиль на наших дорогах можно встретить не так уж и часто. Методом аэрографии на кузов наносятся сложные и красивые узоры, привлекающие своей необычностью и яркостью. Но это что касается легковых машин. Раскрашенный грузовик или автобус (реклама не в счет) практически не встретить. И такая ситуация распространена везде в мире. Кроме одного места.
Чудо на колесах
Если наш сотрудник автоинспекции увидит на дороге такое чудо, с ним может приключиться удар. Нечто переливающееся, красочное, звенящее колокольным звоном и звуками трещоток, обвешенное гирляндами с внушительной короной на кабине — с первого раза такую "гравицапу" сложно идентифицировать. Похоже на какой-то восточный дворец на колесах, некий передвижной караван-сарай с завлекающими вывесками. А вот в Пакистане такие машины — это повседневность. Там на дорогах (особенно сельских) не встретить обычных грузовиков или автобусов. Каждая машина являет собой настоящее произведение искусства с богатой яркой росписью всего, до чего можно дотянуться.
Вообще, явление расписных грузовиков характерно не только для Пакистана. Так свои большегрузы украшают почти все водители в Южной Азии. Но именно в этой стране искусство превращения машины в передвижной "тадж-махал" приобрело невиданный размах.
Все началось еще в средние века с обычных конных повозок. Азиатская знать старалась их украсить побогаче, чтобы издали было видно, что едет уважаемый человек. Эту традицию переняла первая автобусная компания в Пакистане в 1920 году. Пересадить население с повозок на автобусы оказалось делом сложным, вот "Kohistan" и воспользовался оригинальным рекламным ходом. Компания расписала свои автобусы яркими красками, чтобы обратить внимание простых пакистанцев на удобное средство передвижения. И идея сработала. А со временем она перекочевала с автобусов на автомобили и достигла просто невероятных высот.
Давняя традиция
В Пакистане с его обилием грунтовых дорог большегрузный автомобильный транспорт зачастую остается единственным сообщением далеких сел и аулов с внешним миром. Поэтому к грузовикам, привозящим в населенные пункты еду и воду, возникло удивительно почтительное отношение. Их водителей боготворят, а на дорогах транспорт всегда пропускают. Фактически владельцы больших машин — это короли дорог. А королю нужен дворец. Вот так и появляются на дорогах расписное "чудо на колесах".
Нам со стороны такое украшательство не понять, а вот в Пакистане чем богаче и красивее твоя машина, тем больше вероятности, что именно тебя наймут для перевозки груза на далекие расстояния. С автобусами это работает точно так же. При наличии выбора пассажиры пропустят бедно украшенный транспорт и выберут автобус с колокольчиками, трещотками и коврами по наружной и внутренней поверхности салона.
И ковры — это не преувеличение. Украшение машин в Пакистане давно перешагнуло границы обычной художественной росписи. Автомобили декорируют деревом, пластиком, резьбой по верблюжьей кости, фонарями и светодиодными гирляндами, непременными колокольчиками, ленточками, бантами и даже рогами и хвостами коров. А уж про саму роспись и говорить нечего. Богатый национальный орнамент — только основа. Художники часто вплетают в него картины современности на самую разную тематику. Это могут быть просто красивые пейзажи с животными и птицами, различная патриотическая символика, портреты как звезд Болливуда, так и известных политиков. Кстати, по устоявшейся традиции их обычно наносят на задние борта. Часто на двух створках можно увидеть странное соседство принцессы Дианы с каким-нибудь суровым бородатым религиозным деятелем.
Короны и калитки
Разумеется, превратить свою машину в "хохлому" одному водителю не под силу. И в Пакистане украшательство (язык не повернется назвать его тюнингом) — это хорошо налаженный бизнес. Существует великое множество контор и артелей художников, которые за деньги готовы выполнить любой каприз. От водителя требуется только высказать пожелания к будущему виду своей "кормилицы", заплатить и ждать. И заплатить, кстати, немалые деньги. Окончательный декор "под ключ" обойдется в 4–5 тысяч долларов. И это не только работа непосредственно художников. Это еще и труд столяров, резчиков по кости, электриков и ткачей.
Роспись — это только полдела, если не сказать, что одна пятая всего декора. Главное — придать машине такую форму, чтобы она оказалась единственной на дорогах страны. И тут уже без помощи других специалистов не обойтись. Особенно востребованы столяры и плотники. Они полностью меняют крышу кабины на деревянную и делают над ней огромный фигурный козырек, именуемый "тадж", что значит "корона". Кроме эстетики он выполняет и утилитарную функцию — спасает кабину от излишнего нагрева. Но только крышей дело не ограничивается. Другие мастера снимают двери кабины и меняют их на резные деревянные калитки с крохотным оконцем. Слепая зона грузовика при этом увеличивается в разы. Но водителя это совсем не беспокоит — красиво ведь.
Сам кузов украшают деревянной резьбой (кто побогаче — резьбой по кости). Распространена густая бахрома, которая едва не касается земли, яркие цветы из ткани и пластика и иногда ковры. Но последними любят украшать салоны автобусов — все для того, чтобы удивить и привлечь пассажира. А тем лишь бы подешевле проехать. Поэтому люди часто лезут на крышу авто (где для них тоже есть места).
Про внутреннюю отделку вообще разговор особый. В советское время кабины грузовиков любили украшать всякими висюльками, розочками на рукоятке переключения скоростей, разноцветной оплеткой руля и вырезанными из журналов портретами киноактрис. Увидь сейчас такой "колхоз" пакистанский водитель, он бы презрительно скривил губы. Шелка, бархат, подушки и аксельбанты — вот непременные составляющие красивой кабины. А еще разное количество декоративных деталей, которые качаются под потолком, щедро налеплены на приборную панель и даже лобовое стекло. К черту безопасность — главное красота.
10 недель простоя
Но за "дворцом" надо следить, иначе он потеряет товарный вид. Чем и занимаются пакистанские водители в свободное от работы и сна время. На стоянках они проводят техническое обслуживание. Вот только не узлов и агрегатов, а всего наружного декора. Борта моются с мылом, бахрома очищается от грязи, ковры вдоль бортов снимаются и с них выбивается дорожная пыль. А поскольку грунтовых дорог в Пакистане еще предостаточно, то занимаются этим водители на каждой остановке. Тут же к их услугам артели художников — что-то подкрасить, обновить, а может и чего нового нарисовать.
Кстати, такие художники зарабатывают вовсе неплохо. Например, зарплата рядового мастера в крупной городской артели доходит до 400 долларов в месяц. А вот средний заработок водителя около 200 долларов. И это еще при том, что надо вложить в декор машины круглую сумму. При покупке нового большегруза пакистанец новинку не обмывает, а первым делом отправляет его на доработку, а точнее полную переработку внешности. Она длится от 6 до 10 недель. И все это время водитель в простое и ничего не зарабатывает. Так что жизнь "короля дорог" в дворце на колесах вовсе не такая богатая, как декор его машины.
Глядя на пакистанские грузовики и автобусы, поражаешься не только красоте, яркости и полету фантазии, но и тому, как сотни привинченных, привязанных, подвешенных и прилепленных деталей держатся на своих местах и еще остаются при этом чистыми и нарядными. А еще возникает вопрос безопасности. Как из роскошной мягкой кабины, превращенной в какой-то средневековый будуар, можно безопасно следить за дорогой? Но ведь как-то же следят и небольшое количество аварий на пакистанских трассах яркое тому подтверждение.
К слову, о дорогах. Пакистан способен удивить не только передвижными "тадж-махалами", но и самими трассами. А точнее одной, которая считается самой высокогорной автомобильной дорогой планеты 👇:
(При написании статьи использовались материалы с сайтов: .drive2.ru; otborta.ru; gruzovoy.ru; varlamov.ru)