Найти тему

КАК ВЫЯВИТЬ БУДУЩЕГО ЧЕМПИОНА В ПЛАВАНИИ?

Эффективность первичного отбора пловцов, как впрочем и всей их последующей многолетней подготовки во многом связана с привлечением к первой ступени отбора детей того возраста, в котором приступило к занятиям большинство сильнейших пловцов мира, т.е. 7 —9- летних. Тем же, кто предпочитает отбирать дошкольников, целесообразно учесть следующие обстоятельства.

-2

Во-первых,

раннее прогнозирование спортивных способностей связано со снижением его достоверности.

Во-вторых,

напряжённость современной подготовки пловцов нередко обусловливает раннее, зачастую ещё до достижения оптимального для высших результатов возраста, прекращение занятий плаванием теми, кто раньше к ним приступил.

В-третьих,

занятия с дошкольниками оправданы лишь в том случае, если они носят сугубо оздоровительную направленность.

Непременное условие качественного первичного отбора — проведение его после начального обучения детей плаванию, включающего 30 — 40 занятий.
-3

Соответствующая практика существенно повышает объективность оценки перспективности, поскольку при её отсутствии можно принять поначалу лучше плавающего ребенка за более способного.

Но особенно важно то, что обеспечивается массовое овладение детьми жизненно необходимых навыков!

Важнейший принцип первичного отбора — ориентация на качества и способности, обусловливающие достижение высоких результатов в оптимальном для этого возрасте, а не на признаки, имеющие временный, преходящий характер.

-4

Многие тренеры неоправданно большое значение уделяют быстроте овладения техникой плавания, т. е. признаку, имеющему явно преходящий характер или, что еще хуже, — результатам неспецифических для пловцов тестов — количеству подтягиваний в висе и отжиманий в упоре лежа, приседаний, показателям кистевой динамометрии и т. п. Результаты подобных неспецифических для пловцов тестов не являются критериями их перспективности!

Таким образом, эффективность первой ступени многолетнего отбора пловцов предполагает ориентацию на стабильные, то есть малоизменяемые в ходе возрастного развития и незначительно подверженные влиянию тренировки признаки.
-5

К таковым, в частности, относятся морфологические. Именно с визуальной оценки морфотипа новичка и измерения его основных антропометрических показателей нередко начинают определять перспективность применительно к спортивному плаванию.

При этом предпочтение отдают пропорционально сложенным, высоким детям, имеющим небольшую массу тела, гладкую (с нечётко выраженным рельефом) мускулатуру, тонкие лодыжки и запястья, большой размер кисти и стопы.

-6

Кстати, большая у 9 — 10- летнего ребенка длина стопы является даже более надёжным свидетельством в пользу его большой в будущем длины тела, чем сам рост ребёнка.

Кроме того, довольно надёжно прогнозировать немаловажную для пловцов длину тела можно по её показателям у родителей новичка с использованием следующих формул, разработанных чешским специалистом Каркусом:

Прогнозируемый рост мальчика (см) = (рост отца + рост матери×1.08)/2; 

Прогнозируемый рост девочки (см) = (рост отца×0.923 + рост матери)/2.

-7

Вполне оправдана на первой ступени отбора пловцов и оценка функциональных возможностей системы энергообеспечения их организма.

Результаты исследований с участием близнецов (Сергиенко, 1999; Шварц, Хрущев, 1984 и др.) показали, что профильные для пловцов аэробные и анаэробные возможности на 70 — 80% генетически обусловлены. И поэтому уже в ходе первичного отбора целесообразно оценить самые простые их показатели, как минимум, определив жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ) и свидетельствующую об устойчивости к гипоксии длительность задержки дыхания (проба Штанге).

-8

Принципиальное значение при первичном отборе имеет оценка состояния здоровья, поскольку даже незначительные имеющиеся отклонения могут не только воспрепятствовать успешному спортивному совершенствованию, но и серьезно усугубиться под влиянием тренировки!

-9

Привлечению ребёнка к начальной подготовке в плавании должен предшествовать тщательный медицинский осмотр, главная задача которого — выявление детей с прямыми противопоказаниями к занятиям спортом (ревматизм, диабет, бронхиальная астма и др.).

В процессе медицинского осмотра также очень важно сопоставить паспортный и биологический возраст ребёнка, поскольку известно, что темпы полового созревания могут обусловить довольно широкий, до 3 — 4 лет, диапазон биологического возраста детей одного паспортного возраста.

Естественно, что дети с ускоренным биологическим созреванием по большинству показателей физического развития и морфо-функциональных показателей превосходят детей с нормальным и тем более — с замедленным биологическим развитием и, если этого не учесть, можно допустить серьезную ошибку.

-10

Индивидуальные особенности биологического созревания тем более важно учитывать в связи с тем, что высот мастерства чаще достигают пловцы, у которых наблюдалось нормальное или замедленное созревание и довольно редко те, которые отличались ускоренным!

Тимакова (1998), в частности, показала, что среди рано выполнивших норматив мастера спорта более половины акселератов, в то время как среди мастеров спорта международного класса их менее 20 %.
-11

Половое созревание считается ранним при появлении его первых признаков у девочек в 8 — 9 лет, а у мальчиков — к 10 годам. Средний темп полового созревания отражает появление его первых признаков у девочек в 10— 11-летнем возрасте, а у мальчиков в 12—13-летнем и общая его 5 —6-летняя продолжительность.

О позднем половом созревании свидетельствует появление его первых признаков у девочек в 13 лет и мальчиков в 14 лет!

SWIM TALK🎙🏊‍♂ ПЛАВАНИЕ