Найти в Дзене
Психолог из детсада

Психологическая подготовка к дальнейшей профориентации в младшем и среднем дошкольном возрасте

Вы должны сдать выступление по профессиональной ориентации для младшего и среднего дошкольного возраста – поступило недавно такое указание по работе.

Сложновато, поскольку по всем психологическим параметрам думать о профориентации в этом дошкольном возрасте еще рановато.

Но села, обдумала, подготовила. Решила поделиться. Вдруг из коллег тоже кто-то окажется в затруднительной ситуации.

Детям младшего дошкольного возраста недоступны для понимания такие понятия, как «профессия», «профессиональный выбор». Но в этот период ребенок активно познает мир, в том числе его интересует и то, что касается поведения людей в социуме, на профессиональном и бытовом уровне.

Так, например, побывав на прививке в поликлинике, ребенок начинает делать игрушечным шприцем уколы своим игрушкам. А посетив парикмахера – игрушечными ножницами подстригать кукол.

Игры эти фрагментарны, непродолжительны, но они уже формируют у малыша представления о многих атрибутах профессии, о надлежащем поведении человека на своем рабочем месте.

Увидев в картинках-путаницах, что человек в костюме врача, работает рычагами в кабине подъемного крана, а крановщик в защитной строительной каске ставит градусники и дает таблетки детям, трёхлетний малыш способен разразиться смехом. Он уже знает, что так не бывает и «нелепица» веселит его.

На этапе раннего дошкольного возраста еще рано говорить о профориентации. Но это благоприятный период, чтобы расширять представление детей о различных профессиях. Этому способствуют, как специальные дидактические игры: «Подбери атрибуты к профессиям», «Кто из животных кем работает», так игры, не имеющие прямой цели рассказывать о профессиях.

Например, тематические пазлы «Дрессировщик в цирке», «Кот-фотограф», «Пингвин-пилот» не призваны в полной мере раскрыть перед ребенком особенности этой профессии. Ребенок просто преследует цель правильно сложить картинку. Но взрослый (родитель, педагог) вправе заострить внимание ребенка на получившейся картине, рассказать ребенку больше о той или иной профессии.

Не смотря на то, что и доктор и повар в белых костюмах, дети 2,5-3 лет уже не путают эти профессии
Не смотря на то, что и доктор и повар в белых костюмах, дети 2,5-3 лет уже не путают эти профессии

Часто, заинтересовавшись, ребенок может предложить проиграть тот или иной «профессиональный» сюжет. Задача взрослого в этом случае ввести в игру как можно больше интересных деталей, чтобы обогатить игру.

Так, например, при игре в «Цирк», малыши с удовольствием берут на себя роль дрессировщика, многократно проигрывая, как игрушечные тигрята прыгают через кольцо.

Дети приходят в настоящий восторг от того, что взрослый помогает разнообразить этот сюжет:

  • вводит другие игрушки: дрессированных крокодилов, слонов.
  • показывает новые приемы для манипуляции с игрушками: животные могут не только прыгать через кольцо, но и кувыркаться, раскачиваться на качелях, взбираться по лесенкам, танцевать и т.п.
  • расширяет сюжет, вовлекая в игру новых детей или взрослых: в цирке есть еще клоуны, акробаты, конферансье, кассиры и т.д.

В 2,5 -3,5 года дети способны подолгу не выходить из игры, проигрывая многократно понравившийся сюжет, если с ним слаженно играет еще 1-2 человека и есть направляющий.

Но следует учесть возрастную особенность: часто дети не могут до конца игры придерживаться одной роли. Например, взяв на себя роль кассира, продающего за «денежки» билеты, ребенок может среди представления начать отбирать игрушки у «дрессировщика», чтобы самому делать то же самое.

Взрослому важно объяснять понятие очередности, уметь разрешать возникающие конфликты, естественные для этого возраста:

– Я вижу, тебе тоже хочется дрессировать животных как, Мише. Но его выступление пока не закончено. У тебя есть возможность потренироваться и как только тебя объявят, ты выйдешь на арену и покажешь твой номер. Давай отойдем в сторонку и подумаем, как ты будешь выступать.

В целом, важно учесть, что исследование мира профессий в младшем дошкольном возрасте, это работа не вглубь, а вширь. Помогают в этом игровые приемы, наблюдения, беседы, дидактические игры.