Найти тему
Внутри России

Абрамцевско-кудринская резьба. История и особенности.

Пример Абрамцевско-Кудринской резьбы. Фото из интернета
Пример Абрамцевско-Кудринской резьбы. Фото из интернета

Было бы неправильно закончить историю путешествия в Абрамцево на столь грустной ноте – непростых поисках сувенира. Надо отдать должное создателям этого замечательного народного промысла.

Прежде всего скажем, что данный промысел уникален по своему происхождению, т.к. зародился он совершенно сознательно и в кругах интеллигенции, а не в крестьянской или ремесленной среде, как это обычно бывало. Основан он в 1870-80-х годах в абрамцевском кружке художников в имение меценатов Мамонтовых, а именно благодаря стараниям двух непревзойденных и талантливых женщин этого общества: жены хозяина усадьбы Елизаветы Григорьевны Мамонтовой и сестры художника Василия Поленова – Елены Дмитриевны, тоже художницы, которая и стала первым руководителем мастерской.

Е.Г. Мамонтова и Е. Д. Поленова.
Е.Г. Мамонтова и Е. Д. Поленова.

К концу 19 века народные промыслы стали угасать, уступая более дешевой фабричной продукции. Подобные процессы происходили во всех европейских странах, на западе еще раньше, чем в России. В середине 19 века английский художник Уильям Моррис впервые сформулировал проблему сохранения корневой художественной системы и основал движение «Искусства и ремесла», о котором знали и многие представители творческой и интеллектуальной элиты российского общества. Абрамцево было расположено в историческом центре развития многих древних кустарных промыслов, которыми Радонежская земля славилась не один век. А творческая интеллигенция второй половины 19 века как раз искала нового вдохновения в искусстве, пыталась возродить и преобразить национальную культуру, привнести в классическое искусство народные черты. Поэтому нет ничего удивительного, что именно Абрамцевский кружок взял на себя обязанность вдохнуть в угасающее народное искусство новые силы, посвятить себя народному творчеству. Вот как об этом писала Елизавета Мамонтова: «Наш уезд полон мелких кустарей, работающих на Троицкую лавру игрушки, ларцы и разные деревянные вещи. Мне давно хотелось посредством школы обновить это производство, главным образом вводя в него новые художественные образцы... Окончательная цель мастерской — подготовить мастеров-кустарей с более развитым вкусом, имеющих всегда под рукой Музей с готовыми художественными образцами и Мастерскую, готовую во всякое время дать помощь советом, так и в деле сбыта товара».

В усадьбе был основан один из первых музеев произведений русского народного искусства. Вскоре, в 1885 году были созданы и первые художественно-столярные мастерские, положившие начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики. Благодаря синтезу народного и классического искусства появилось свое особое направление русского модерна, неорусского стиля, который также был разработан в Абрамцево.

Экспонаты абрамцевского музея на старой фотографии.
Экспонаты абрамцевского музея на старой фотографии.

Активное участие в разработке первых эскизов резных предметов и мебели принимал художник Виктор Васнецов, у которого Поленова «набиралась русского духа», по ее выражению. Сначала она делала зарисовки с подлинных народных изделий, которые имелись в музее, а затем стала разрабатывать собственные проекты, которых набралось более сотни.

В мастерскую на трехгодичные курсы принимались дети, окончившие начальную школу. Обучение было бесплатным (то есть велось за счет Мамонтовых), в конце каждому выпускнику дарился набор столярных инструментов. Обучением занимались опытные мастера, также набранные из местных крестьян. Учеников опекали и после выпуска, стараясь дать им заказы, которых оказалось много, т.к. резная абрамцевская мебель и предметы интерьера становились популярны среди российской интеллигенции. Все 28 человек, выпустившиеся при жизни Поленовой, продолжили заниматься резьбой в своих родных селах.

После смерти Поленовой, в 1898 году новым руководителем стала художница Наталья Яковлевна Давыдова, а в 1908 году к ней присоединилась Мария Федоровна Якунчикова (племянница Саввы Мамонтова), ранее организовавшая сбыт абрамцевских изделий в Москве на Петровке, открыв вместе Елизаветой Мамоновой соответствующий магазин. При них мастерская расширилась. С 1885 по 1912 год из мастерской вышло 200 мастеров. Они участвовали во многих отечественных и международных выставках, занимали призы.

Один из выпускников этой школы, Василий Петрович Ворносков в конце 1890-х организовал в родном селе Кудрино собственную мастерскую. Этот талантливый мастер привнес в абрамцевскую резьбу множество новых удачных элементов. Ему удалось органично соединить орнаментальные мотивы традиционной резьбы с новыми способами обработки дерева. Главной особенностью стиля стал уплощенный рельефный узор со смягченными («заоваленными») краями в виде свободно изогнутых ветвей с листьями и сидящими на них птицами (иногда нельзя различить где изображены листья, а где перья птицы), тонированный в золотисто коричневый цвет с помощью различных морилок. Кратко этот стиль называется «плоскорельефной заоваленной резьбой» или попросту Кудринкой (от слова кудри – как овалы или от названия села Кудрино). Примечательно, что от обычного орнамента кудринская резьба отличается более сложной и продуманной композицией с законченным поэтическим смыслом. Например, стандартный сюжет для Кудринки – поросль дерева с играющими на ветвях птицами. Фону при этом придается особая рыхлость и бархатистость, достигаемая долблением всей поверхности. Ворносковым были созданы и морилки различных оттенков, что обогащало разнообразие цветовых решений, подчеркивало красоту и текстуру дерева.

После революции вся усадьба, как и мастерская была национализирована. Директором стал К.В. Орлов – опытный мастер и выпускник Строгановского училища. Промысел не был утерян и планомерно развивался в последующие довоенные годы. С 1918 по 1928 гг. было подготовлено 94 мастера и 8 инструкторов резного дела. Предприятие жило по хозрасчету, сбывая свою продукцию на экспорт и детским садам. В 1924 году в соседнем Хотьково была создана своя мастерская по аналогии с Абрамцевской. Обе этих мастерских были объединены в 1931 году, превратившись в Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу с двухлетним сроком обучения. Располагалась она теперь в Хотьково.

Учащиеся и выпускники Абрамцевской художественно-промышленной мастерской. В центре – портрет Е.Г. Мамонтовой. под портретом сидят: М.Ф. Якунчикова, А.С. Мамонова, Н.Я. Давыдова. Фото, 1 сентября 1910 года. Фото из интернета
Учащиеся и выпускники Абрамцевской художественно-промышленной мастерской. В центре – портрет Е.Г. Мамонтовой. под портретом сидят: М.Ф. Якунчикова, А.С. Мамонова, Н.Я. Давыдова. Фото, 1 сентября 1910 года. Фото из интернета

В 1941 году школу закрыли, но в связи с постановлением Правительства о восстановлении и развитии художественных промыслов уже в 1942 снова открыли. В 1944 году срок обучения увеличили до трех лет. Стали преподавать и обычные школьные предметы, а также лепку, рисунок, композицию. Постепенно после войны обучение стало расширяться, появлялись новые направления: косторезное, обработка камня, керамика и т.д.

В 1957 году на базе профтехшколы было создано Абрамцевское художественно промышленное училище, готовившее различных мастеров народно-художественных промыслов для всей страны. 60-80-е годы 20 века считаются золотым временем училища, когда здесь работали лучшие преподаватели и готовились лучшие мастера-кустари. В 1991 году училище переименовали в колледж, открыли филиал в Пятигорске. В 2014 году на волне образовательных реформ по укрупнению, Абрамцевский колледж сам стал филиалом Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Отметим, что после развала системы поддержки НХП и ликвидации Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) данный промысел, как и многие другие постепенно угасает. Проблемы есть как в обучении (опытных и талантливых учителей все меньше), так и в сбыте продукции (государство сувенирную продукцию теперь не скупает и не организовывает экспорт, который при СССР был очень масштабным). Так что оставшиеся мастера занимаются частными заказами или просто работают «для души» в свободное от основной работы время.

Найти абрамцевско-кудринскую резьбу можно на различных ярмарках и фестивалях или в интернете. Лично я нашел с трудом, то, что меня удовлетворило. Не ради рекламы, с удовольствием делюсь ссылкой: https://www.livemaster.ru/astrakahan

Всего хорошего!

Использованная литература:

- https://russianarts.online/51231-abramcevo-kudrinskaya-rezba/

- http://ahpkv.ru/upload/fil1.pdf

#Абрамцевско-кудринская_резьба

#Народные_промыслы_России

#Русский_сувенир