Найти тему

Эта республика, возможно, до сих пор в составе СССР?

Никогда не задумывались, что, возможно, СССР все ещё существует, просто какие-то из республик забыли позвать на его распад?

В истории образования СССР широко известно самое начало (создание союза 4 республиками, РСФСР, Украинскими и Белорусскими ССР, ЗСФСР в 1922), а также самый конец - когда республики, обладавшие согласно Конституции СССР, правом на выхода из СССР, как союзные, вышли из него, кто-то с соблюдением этой процедуры, кто-то забив на нее болт (не признавая советскую социалистическую законность в принципе, считая себя правоприемниками других республик).

Никак не могу разобраться с тем, как происходил комплексно процесс преобразования и появления новых союзных республик - из части других союзных республик и независимых, ранее признанных СССР други государств.

Если вкратце, то Союзный договор перестал определять состав республик уже в 1924 году, когда их стали прописывать в Конституции СССР (а сам изначальный договор не переписывался). Так, в 1924 году появляется союзная Узбекская ССР и Туркменская ССР, которые, кстати, частично возникли из входившей в РСФСР Туркестанской АССР, а частично из независимых государств, Бухарской и Хивинской республик. Да, до революции они были под протекторатом России, но независимыми. Именно это, видимо, сыграло роль, что именно эти республики стали союзными раньше Казахстана и Киргизии. Затем, в 1929 году из автономной в составе Узбекской ССР Таджикской АССР создана Таджикская ССР, союзная республика.

Тут у меня возникает первый вопрос. Никак не могу найти в свободной доступе историю поправок к конституции 1924 года. Сразу же ли после этого в 1929 году Таджикская ССР была добавлена в Конституцию СССР? Или какое-то время была союзная, но статус этот никак отражался в союзном законодательстве только в виде закона СССР? Я нигде не нашел текст подобного закона.

Далее идет серия изменения 1936 года, связанная с принятием новой "сталинской" Конституции. Тут, по-моему, все довольно гладко. Видимо, отдельного закона СССР об образовании этих союзных республик или не было, или их не перепечатали сейчас в открытый, не архивный доступ, но они возникли в редакции Конституции. При этом, вроде как были выпущены акты органами самих республик и Союза, а вот РСФСР никак вообще ничего не выпускала в духе "закона о реализации союзного закона". То есть, "отпускать" свою часть для превращения ее в союзную республику сама союзная республика не должна была? Очень интересно и не получается разобраться.

В общем, Казахская АССР и Киргизская АССР переводятся союзным законным актом - изменением Конституции (а не поправкой к ней или законом СССР). То есть, вот с 5 декабря - новый состав.

Еще в 36 году были такие изменения: Каракалпакская АССР, которая бунтовала год назад за право выхода из Узбекистана и отстояла его (хоть организаторов и сажают, тоже не разберусь никак, в какой момент у них такое право у автономии возникло), была отдана Узбекской ССР из состава еще входящей в РСФСР Казахской АССР. В общем, "Россия одарила Узбекистан землями", было и такое, если чисто формально смотреть на этот вопрос.

Кроме того, была разбита скорлупа ЗСФСР и все республики вошли согласно Конституции 1936 года в союз ССР как бы каждая индивидуально. На самом деле вложенность структур ЗСФСР была еще сложнее, там была ССР Абхазии, союзная республика в составе Грузии как союзной (где-то мы такое уже видели), которая только к 1936 стала простой, обычной АССР в составе Грузии. Интересно, что РСФСР как-то довольно быстро прикрыл все эти неясности с ССР и АССР в своем составе.

Далее начинается все гораздо менее понятное. Вот образование Молдавской ССР из Молдавской АССР в составе УССР в 1940, есть документа закона СССР об этом: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_02.08.1940_%D0%BE%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Кстати, территорию Бессарабии в СССР считали оккупированной Румынией, не признавали этой оккупации, и логично было бы ожидать, что на эту территорию надо создать какое-то "виртуальное" административно-территориальное деление, все страны так делают. Но его не было. Это тоже очень интересно.

А вот как ввели в состав СССР Эстонскую, Латышскую, Литовскую ССР? Ведь эти государства признавались, они провели в своих парламентах процедуру по приему в СССР (не будем обсуждать, насколько добровольно). Где в союзных актах был закреплен измененный состав СССР? Была ли поправка в Конституцию СССР или Закон СССР? Ничего не найду.

Преобразовние Карельской АССР в Карело-Финскую ССР, связанная с захватом в войне 1939 года Выборского перешейка. Республика Куусиненна, ФНР, вроде как не стала учредителей этой союзной республики (хотя, почитаешь документы, имела свою армию и все органы, как до недавнего времени ЛНР и ДНР, короче, была основной заготовкой под Финскую ССР). А какие были мероприятия по ее созданию?

"В соответствии с решением VI сессии Верховного Совета СССР, внеочередная сессия Верховного Совета Карельской Автономной ССР, состоявшаяся 13—15 апреля 1940 года, приняла закон о преобразовании Карельской АССР в Карело-Финскую ССР, о выборах высших органов власти, избрала конституционную комиссию для разработки проекта конституции Карело-Финской ССР." Википедия, но где бы найти чего понадежнее? То есть, в Конституцию 1936 поправки не вносили. ССР, получ

РСФСР, из состава которой выделили бОльшую часть этой республики, в этих мероприятиях законодательно как будто и не участвует?

Самое загадочное для меня в 1944. Почему независимую Тувинскую Hародную Республику приняли не прямо в состав CCСР союзной, а в РСФСР в виде даже не АССР, а автономной области? Правда непосредственно в РСФСР, а не как у других АО, в состав какого-нибудь края. Кстати, тут есть текст документа - указа президиума Верховного Совета СССР, который рекомендует органу союзной республики, Верховному Совету РСФСР принять просьбу ТНР о вхождении в состав РСФСР: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%A1_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_11.10.1944_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA

Что было дальше? В 1956 году был понижен статус Карело-Финской ССР, о чем есть документ союзного уровня. Документы "о принятиии" со стороны РСФСР и самой Карело-Финской ССР было бы интересно найти и почитать. При этом, вроде как, изменения в Конституцию СССР и не вносились?

http://www.illuminats.ru/home/29-new/1053-from-the-law-of-the-ussr-qon-the-transformation-of-the-lithuanian-ssr-in-the-karelian-assr-and-the-inclusion-of-the-karelian-assr-of-the-rsfsrq-16-june-1956

И с тех пор все было стабильно в плане состава. Республики меняли статус только внутри союзных, с автономных областей на автономные республики, как в 1961 та же Тува.

Про АССР из Большой Советской Энциклопедии. Интерсно, что АССР это и государство, и у него есть гражданство.

АССР отличаются друг от друга по размеру территории, по численности и плотности населения, национальному составу, а также и по ряду других признаков (в т. ч. историческое прошлое, уровень развития экономики и т. д.). Вместе с тем они имеют ряд значительных общих черт. Наиболее существенная из них состоит в том, что каждая АССР является государством, имеет своё гражданство, свою территорию и конституцию, свои высшие органы государственной власти — Верховный Совет и Президиум Верховного Совета, своё правительство — Совет Министров, свой Верховный суд; в каждой АССР есть прокурор республики, возглавляющий систему органов прокуратуры. В конституциях АССР закреплено положение о том, что каждый гражданин АССР является гражданином СССР и соответствующей союзной республики и что граждане всех союзных республик на территорий данной АССР пользуются одинаковыми правами с её гражданами.
В конституции АССР закреплены основы её правового положения как государства, входящего в состав союзной республики. Конституция АССР подлежит утверждению Верховным Советом союзной республики. В отличие от союзной республики, АССР не имеет права выхода из СССР, т. к. она не является субъектом Союза ССР, однако она может, при наличии соответствующих объективных условий, на основе определенно выраженной народом АССР суверенной воли, согласия двух заинтересованных союзных республик и решения высших органов государственной власти СССР осуществить переход из состава одной союзной республики в другую. Так, с принятием Конституции СССР 1936 Каракалпакская АССР перешла из РСФСР в состав Узбекской ССР.
АССР представляет собой одну из форм национальной государственности, в которой воплощён суверенитет нации, и в этом её сходство с союзной республикой. Являясь политической формой автономии, АССР обладает некоторыми исключительными полномочиями (такими же, как союзная республика). Компетенция АССР определяется её конституцией. Ведению АССР в лице её высших органов государственной власти и государственного управления подлежат: установление конституции АССР, внесение её на утверждение Верховного Совета соответствующей союзной республики и контроль за её соблюдением; установление районного деления АССР, границ районов, городов и внесение его на утверждение Верховного Совета союзной республики; законодательство АССР, охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народно-хозяйственного плана и бюджета АССР и отчёта о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и союзной республики государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов; руководство страховым и сберегательным делом; управление промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчинённых органам СССР и союзной республики; руководство и контроль за порядком пользования землёй, недрами, лесами и водами, в соответствии с законами СССР и союзной республики. Осуществляя свою компетенцию, АССР издаёт законы в строгом соответствии с законами СССР и союзной республики. В случае расхождения закона АССР с законом Союза ССР или союзной республики действует общесоюзный закон или закон союзной республики. Законы АССР публикуются на двух или нескольких языках, в том числе прежде всего на языке данной АССР.
Существуют специальные гарантии юридической силы актов, издаваемых правительствами АССР: в конституциях союзных республик — РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР и Азербайджанской ССР устанавливается, что акт Совета Министров АССР не может быть отменен Советом Министров союзной республики, он может быть им лишь приостановлен, а отменить этот акт правомочны только Президиум Верховного Совета АССР или Президиум Верховного Совета союзной республики.

Кстати, ко мне тут приходили свидетели секты "союзная республика почти государство, а автономная республика - такая же область внутри нее, ничем не отличающаяся, вся воля в отношении которой сосредоточена у власти союзной республики". И вот интересный момент, в 1957 году (после ситуации с Карелией, кстати уже), в конституцию 1936 года было внесено:

"Законом СССР от 11 февраля 1957 г. в Конституцию СССР были внесены изменения, согласно которым вопросы областного и краевого административно-территориального устройства союзных республик были переданы из ведения СССР в ведение союзных республик, сохранив за Союзом ССР утверждение новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик. В связи с этим из союзной Конституции был исключён перечень областей и краёв, входивших в состав союзных республик[8]. Отныне для образования новых, переименования или упразднения существовавших краев и областей надо было вносить изменения только в конституции союзных республик."

Интересно, сохранилась ли эта поправка в "брежневское" Конституции 1977 года? Так или иначе, автономные республики оставались чем-то, статусом чего мог распоряжаться только союзный орган, покуда союзная республика не сбежала из Союза (но сбежать она вполне могла).

В Конституции 1977 года был указан "канонический состав" союзных республик.

Самое интересное началось в 1990 году. Когда Татарская АССР провозглосила себя Татарской ССР 30 августа 1990 года, она обозначила себя союзной республикой. Прикол в том, что, похоже, процедура выделения союзной республики из состава другой союзной и правда не требовала каких-то актов союзной республики, из которой выделялась другая союзная, см. примеры выше? А только актов самой автономной республики и союзных органов? Каков порядок был чисто формально? Например, если бы 5 декабря 1936 Казахская АССР провозгласила бы себя союзной, но вместо принятия новой "сталинской" Конституции другие союзные республики объявили бы о своем выходе из Союза? Но необходимо было бы завершить "транзакцию" - союзному органу, оставшемуся без республик в свое составе, нужно было бы указом или изменением Конституции удовлетворить или отказать в приеме в составе Союза? В промежутке до этого действа, республика уже союзная или еще автономная? Может ли союз перестать считаться действующим, ведь в момент этого распада возникла новая союзная республика, которая должна подтвердить, что она, как учредитель союза, тоже согласна на его распад?

В зависимости от ответа на этот вопрос экспертами по советскому праву, может быть дан ответ: является ли Татарская ССР последней республикой СССР, который из-за самого факта провозглашения союзного статуса в одностороннем порядке автономной республикой был обязан завершить отказом или подтверждением этого перехода, прежде чем завершить свое собственное существование, ведь, если Закон СССР от 11 февраля 1957 г о внесении поправок в Конституцию СССР, определяющий союзные органы как единственные, которые могут решать судьбу автономных республик, еще действовал, он не имел права распадаться, не урегулировав статус автономных республик, объявивших о союзном статусе.

Так что вполне могут быть и правы "свидетели СССР", которые утверждают, что СССР еще есть - в его составе может быть вполне формально "виртуально" как минимум одна республика, давно отказавшаяся сам от статуса субъекта международного права, собственного гражданства и не состоящая ни в каком договоре (ни в общефедеральном Федеративном от 1992 года, ни в собственном между собой и РФ о разграничении полномочий от 1994 и в итоге не продленном).

СССР
2461 интересуется