Найти в Дзене
Спец ТВ

Детские врачи, давайте дружить кабинетами! или Осторожно, аутизм!

Коротенькая история с погружением: 

Консультативно-диагностический приём в кабинете педагога (уточнять не буду какого, потому что сотни таких случались и у дефектолога, и у психолога, и у логопеда) в Федеральном ресурсном центре по организации сопровождения детей с РАС. 

На приеме мама с ребёнком. 

Ребёнок, как у нас это называется, полевой, т.е. с полевым поведением, ни во что не играет, бегает по кабинету и вываливает с полок все игрушки.

- Что Вас тревожит?

- Нам 4/5/6 лет, не говорит. - И ещё иногда: 

- Хотим уже в первый класс.

Уходя из кабинета, ребёнок пытается забрать игрушку, но тк ему не разрешили, он начинает кричать, бить маму, кусать себя за кисть руки. А оказавшись в коридоре он бесцельно бегает по коридору.

История, привычная для педагогов и грустная, потому что за помощью пришли очень поздно. У нас в центре умеют помогать таким детям. Но ведь все знают, что строить проще, чем перестраивать старую постройку.

Мне очень хочется, чтобы в День распространения информации об аутизме, помогающие детям с таким диагнозом специалисты, педагоги и детские врачи, педиатры, неврологи и психиатры объединились вместе, чтобы решать проблемы эффективнее.

Одна из насущных проблем, на мой взгляд, это раннее выявление аутизма и аутистического черт. Если это происходит в 2 - 2,5 года, и сам ребёнок, и его семья получают своевременную коррекционно-развивающую педагогическую и психологическую помощь и лучшее качество жизни.

Один из признаков расстройств аутистического спектра - стереотипность поведения. Это проявляется не только в стереотипных движениях или действиях ребёнка, но и в стереотипных привычках, реакциях и поведении в различных ситуациях. 

При раннем выявлении этот дефицит может стать помощником в коррекционной работе: педагоги вместе с родителями начнут с раннего возраста формировать навыки социально приемлемого поведения, коммуникации, мыслительной деятельности, что, в силу стереотипности, станет нормой жизни ребёнка с РАС и залогом его успешной интеграции в общество.

В случае позднего выявления РАС, у ребёнка к 3 - 4 годам уже сформировано дезадаптивное поведение, иногда тяжёлые формы нежелательного поведения (ребёнок бьет, кусает, царапает себя или окружающих, кричит вместо выражения своих желаний, падает на пол и проч.). Поэтому специалистам и родителям приходится затрачивать большие усилия и много времени на то, чтобы остановить и разрушить эти стереотипы, сформировать новые и заменить ими старые неприемлемые.

Я очень надеюсь, что мне удалось передать остроту и важность вопроса раннего выявления аутизма и что в нашей стране всё больше семей будут узнавать о том, что с ребёнком что-то не так, пока ещё не поздно, на третьем году жизни ребёнка. Ведь самостоятельно заметить это семье бывает трудно, чаще особенности списывают на характер, а осознание проблемы происходит уже после 3летнего возраста ребёнка. 

Так что врач - первый специалист, который может помочь семье и вовремя направить ее по верному пути.

Это флажки тяжёлых нарушений развития (аутизм, интеллектуальные нарушения, алалия)
Это флажки тяжёлых нарушений развития (аутизм, интеллектуальные нарушения, алалия)

#spectv  #дети  #рас  #аутизм #дефектолог