В данной статье я привожу цели и задачи обучения Русскому языку в современной школе (УМК “Школа России”) и в советской школе 50-х гг. (комплект учебников, переизданных проектом “Сталинский букварь”). Для этого я взяла Рабочие программы по русскому языку УМК Школа России (имеются в открытом доступе на сайте издательства) и “Настольную книгу учителя” 1950 г. издания, т. к. они показались мне максимально схожими по содержанию.
Школа России
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
“Сталинский букварь”
Основная задача первоначального обучения русскому языку заключается в том, чтобы научить детей сознательному, правильному, выразительному и беглому чтению, грамотному письму, вооружить их умением излагать свои мысли устно и письменно и дать им элементарные сведения по грамматике.
В успешном разрешении этой задачи особо важное значение имеет систематическая работа учителя над развитием речи детей. Развитие речи детей в начальном обучении является ведущим принципом обучения языку… Хотя дети приходят в школу уже с умением говорить, однако речь их не организована, не осознана и недостаточна для того, чтобы стать средством обучения и средством широкого общения. Задача школы — развить речь детей, сделать её сознательным и послушным орудием мысли и общения.
Все разделы обучения русскому языку в I—IV классах — лексика и грамматика, чтение и письмо — должны способствовать развитию у детей навыков сознательного и свободного выражения своих мыслей средствами языка.
В результате начального обучения языку дети должны осознать членораздельность речи, такие её элементы, как звук, слово, предложение, изучить соединения предложений в одно связное целое, усвоить понятия о звуке, о значении слова и его частей, о частях речи и их формах, о предложении, о формах и составе предложений, о связной речи.
Мои выводы на этом этапе: в советском издании цели и задачи сформулированы более простым языком, понятным большинству умеющих читать, но не учившихся на филфаке читателей. Кроме того, цели и задачи мне кажутся более конкретными и касающимися исключительно проблем обучения предмету. Достоинство это или недостаток каждый решает для себя сам.