Ну что, продолжим начатую на днях тему платьев от Кристобаля Баленсиаги, которые носила героиня романа, Лилиан Дюнкерк. И не могу не сказать, что мой отец, блестящий литературовед, к истории моды равнодушен совершенно, и имён кутюрье почти не знает... Кроме Баленсиаги. Спасибо Ремарку!
И, наверное, то, как он описывает платья и то, что они значат для героини - это один из лучших дуэтов моды и литературы. Не вдаваясь в подробности, как это делали писатели XIX века, которые могли описать все детали, кружева и банты, Ремарк, тем не менее, даёт возможность вообразить, что могла выбрать его героиня.
«Платье – это нечто большее, нежели маскарадный костюм. В новой одежде человек становится иным, хотя сразу это не заметно. Тот, кто по-настоящему умеет носить платья, воспринимает что-то от них; как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не потерять своей индивидуальности. Того, кто понимает это, платья не убивают, как большинство женщин, покупающих себе наряды. Как раз наоборот, такого человека платья любят и оберегают. Они помогают ему больше, чем любой духовник, чем неверные друзья и даже чем возлюбленный».
И как оказалось, Лилиан и платья от Баленсиаги созданы друг для друга. Сам кутюрье общался с посетителями редко, его делом было создавать восхитительные наряды. С клиентами работали внимательные сотрудники. Однако... "На четвёртый день на примерку пришла старшая продавщица. Через неделю явился сам Баленсиага. Они поняли, что эта покупательница сможет носить их модели с особым шиком".
И то, как поступает Лилиан с платьями, просто завораживает. Именно тогда ты и понимаешь, что для неё они - не просто одежда.
«Когда были получены первые платья, Лилиан не стала прятать их в шкаф. Она развесила их по всей комнате. Бархатное повесила над кроватью, а рядом с ним – серебристое, так чтобы, пробуждаясь ночью от кошмаров, когда ей казалось, что она с приглушенным криком падает и падает из бесконечной тьмы в бесконечную тьму, она могла протянуть руку и дотронуться до своих платьев – серебристого и бархатного, – до этих спасительных канатов, по которым она сумеет подняться из смутных серых сумерек к четырём стенам, к ощущению времени, к людям, к пространству и жизни».
Лилиан встаёт по ночам и бродит по комнате, трогает платья, примеряет их... "Немые друзья", - так она будет называть их. Они напоминают ей о жизни, к которой она так стремится - не затхлой жизни комфортабельного санатория, а настоящей.
"Она знала, что в тончайшем вечернем платье, если оно хорошо сидит, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя, или же в том, двойник которого ты на этом же вечере видишь на другой женщине; такие вещи казались Лилиан неопровержимыми, как химические формулы. Но она знала также, что в моменты тяжелых душевных переживаний платья могут стать либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами; без их помощи женщина чувствует себя совершенно потерянной, зато, когда они помогают ей, как помогают дружеские руки, женщине намного легче в трудный момент. Во всем этом нет ни грана пошлости, просто не надо забывать, какое большое значение имеют в жизни мелочи".
С болезнью Лилиан справиться не могла. В то время это было за пределами и её собственных сил, и сил врачей. Но отведённое ей время она жила так, как будто болезни нет, как будто она может быть счастлива, может любить и быть любимой. И она была! Была! А платья выступали надёжным тылом, опорой, не давая упасть - до времени.
А когда время пришло, у Лилиан уже был запас счастья.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!