Анализ лирического произведения прочно вошел в школьные программы, он стал ключевым заданием в системе ЕГЭ по литературе.
Действительно, по тому, как выполнил ученик эту сложную работу, можно судить и о степени его образованности в области литературы, и об уровне его логического мышления, и о речевом развитии.
Однако методика обучения учащихся этому виду деятельности разработана недостаточно полно. Каковы наиболее эффективные способы художественно-аналитического освоения учащимися лирического текста?
Слово «лирика» не только указывает на «род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания», но и означает то же самое, что и «лиризм» – «чувствительность в переживаниях, в настроениях; мягкость и тонкость эмоционального начала». Это нужно учитывать при изучении лирического текста в школе.
Необходима определенная культура чувств, умение говорить о них, вслушиваясь в себя и в авторский стих. Эмпатия (сопереживание) и рефлексия (самоуглубление, самоанализ) должны быть развиты как особые способности, без них полноценное восприятие литературы затруднительно. Говорить о чувствах сложно, если узок круг эмоционально-художественных, эстетических ассоциаций.
Развитие таких способностей – задача учителя литературы при изучении лирики в школе.
Перед ним стоит двоякая цель:
1) приблизить юных читателей к авторскому взгляду на мир, помочь им почувствовать красоту созданных им образов, явленных в словесной ткани текста.
2) развивать творческое и воссоздающее воображение, на основе которого можно расширять круг эмоционально-художественных ассоциаций, совершенствовать способности эстетического освоения предмета.
Такой подход объективно предопределён спецификой лирики как рода литературы.
О специфике лирики писали Л.Я. Гинзбург, М.Л. Гаспаров, В.В. Кожинов, Б.О. Корман, С.И. Кормилов, М.А. Палкин, Г.Н. Поспелов, Т.И. Сильман, В.Д. Сквозников, Л.И. Тимофеев и другие. Одни ученые (Л.Я. Гинзбург, В.В. Кожинов) подчеркивали, что восприятие лирики сводится к непосредственному переживанию и именно лирическое переживание является предметом и содержанием поэзии, другие (Г.Н. Поспелов) утверждали, что предмет и содержание поэзии – внутренний мир писателя, социальное сознание автора, третьи (М.А. Палкин) обращали внимание на гармонию субъективно-выразительных и объективно изобразительных сторон лирики.
Однако то, что образ-переживание играет определяющую роль в лирике, признавали все.
Самое трудное в школе – научить говорить о своем переживании лирики.
Анализ – лишь инструмент, помогающий рефлексировать на тему поэтических смыслов: определить суть авторских значений и их роль в возникновении личностных читательских смыслов.
«Успех достигается только в том случае, если исследователь умеет в нужный момент отложить аналитический скальпель и начать говорить образами <…>.
Только в этом случае может дать плоды наблюдение «за извилистым законом» поэтической речи, за «поведением» стиха, за его общими принципами», – пишет Е. Винокуров.
Тем не менее анализ лирического текста – это разработанная сфера теории литературы, имеющая свой тезаурус, своё языковое поле. И нужно учить школьников языку анализа лирики. Важными для школы являются теоретические разработки о доминантах лирического текста.
Лирический текст – это многосмысловое пространство. При анализе такого текста мы определяем не одну единую авторскую мысль (идею), а смысловые доминанты (или доминанту).
А.Б. Есин считает, что иной раз идея растворяется в пафосе и не имеет самостоятельного существования. В таком случае формулирование идеи становится невозможным.
Чему учит лирический текст с точки зрения моделирования речи вообще?
Слова в лирике отличаются ёмкостью, выразительностью, предельной экономией художественных средств. Они порой теряют смысл вне контекста и словесно-звукового оформления строки. В лирике замечено особое единение (взаимопроникновение) содержания и формы, причем элементы формы признаются приоритетными.
При восприятии лирики, в отличие от других родов литературы, происходит максимальное присвоение прочитанного, обретение личностных смыслов в художественном тексте. Лирика позволяет читателю понять сокровенное в себе, поэт как будто предугадывает это, находя для выражения сокровенного соответствующие слова и образы. Возможно, именно это свойство поэзии позволило А.Н. Островскому горестно воскликнуть после смерти А.С. Пушкина:
«Некем думать и некем чувствовать!»,
«Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» - В. Г. Белинский.
Мы видим, что специфические свойства лирики как рода литературы не позволяют подойти к анализу поэтического текста с сугубо аналитических позиций, анализ лирики требует привлечения инструментария художественного познания, включения субъективного читательского восприятия, ассоциативного мышления, элементов рефлексии.
Как объяснить школьникам специфические особенности лирики? Это возможно сделать, обратившись к образному языку поэзии, она сама может служить и примером и теорией. Вот как, например, может строиться такое объяснение: –
Поэты порой сами пытаются объяснить читателю особенности поэтического взгляда на мир, секреты творчества.
Обратимся к трем стихотворениям Е. Баратынского. Вспомним:
Сначала мысль воплощена в поэму сжатую поэта,
Как дева юная, темна для невнимательного света…
Поэтические строки намекают нам о таких свойствах лирики, как предельная экономия художественных средств, многозначность поэтического слова, смыслы которого темны для невнимательного читателя.
Поэзия, лирика требует бережного к себе отношения: чувство легко разрушается, если мы врываемся в поэтический текст с какой-нибудь «аналитической линейкой», пытаясь все объективно измерить, забывая, что главное в поэзии – гармония и синтез:
Чудный град порой сольется
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
Поэзия обладает огромной воспитательной силой – она существует для того, чтобы возвышать человека, она врачует при помощи катарсиса:
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Поэтическое перо лаконично и поэтому более действенно: несколько слов – и целый образ, который легко запоминается и начинает жить как афоризм.
Впрочем, именно все эти свойства лирического текста и делают поэзию практически непереводимой. К.И. Чуковский приводит примеры плохого перевода «Евгения Онегина» на английский. У Пушкина мы читаем строки, в которых – и свет, и тревога, а слово «грозит» в контексте несет значение «волнуется, переживает»:
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
У американского переводчика (рассмотрим обратный перевод с английского) всё агрессивно и тяжеловесно, из текста исчезает пушкинская «лелеющая душу гуманность»:
Все окоченело от холода.
Бездельник может видеть у окна свою мать,
Которая предостерегающе бранит его.
Итак, своеобразие лирического образа в том, что это одновременно и образ-переживание сам по себе, и образ того человека, которому принадлежит переживание, и образ предметов, событий, явлений, вызвавших это переживание. Все это вместе оформлено в словесно-речевой образ, в авторскую концепцию мира.
Целостность лирического текста, действительно, легко разрушается. Необходимо помнить об этом и в конце анализа вновь воспроизводить лирическое произведение в выразительном чтении. Это обязательное методическое правило.
Приемы обучения зависят от специфики текста. Это различные виды чтения, творческие задания, в основе которых стилистический эксперимент, лингвистическая задача, домысливание текста (прием открытого конца), составление ассоциативного ряда, «выписки на тему», работа с опорными схемами.
Степень освоения художественного текста и овладение элементами его анализа показывали изложения и сочинения, контрольная работа – письменный анализ текста. Знания по теории литературы целесообразно выявлять при помощи тестов.
Список использованной литературы
1) Сомова, Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации : электронное учеб. пособие / Л.А. Сомова. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2014.
2) Айзерман, Л.С. Уроки литературы сегодня / Л.С. Айзерман. – М. : Просвещение, 1974. – 268 с.
3) Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учеб. пособие / В.И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2005. – 500 с.
4) Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.
5) Ершова, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.Н. Ершова, В.Н. Букатов. – 2-е изд. – М. : Моск. психол.-социол. ин-т : Флинта, 1998. – 226 с.
6) Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие / А.Б. Есин. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 248 с.