Найти в Дзене
История ЭПРОН

Формирование образа Экспедиции подводных работ особого назначения как символа успехов социалистического строительства в СССР 1930-х годов

«Героический ЭПРОН спас и отбуксировал…»

Примечание: Текст со ссылками на источники и литературу можно скачать здесь. Прислать свои материалы: epronhist@ya.ru.

Материалы по Тихоокеанской экспедиции ЭПРОН. Группа водолазов-инструкторов и обучающихся, из собрания ЦВММ.
Материалы по Тихоокеанской экспедиции ЭПРОН. Группа водолазов-инструкторов и обучающихся, из собрания ЦВММ.

Создание и развитие аварийно-спасательной службы Военно-Морского Флота связано с освоением, защитой водных пространств России и обеспечением морской безопасности. В 1920-х — 1930-х гг. формирование отечественного судоподъёмного, водолазного и спасательного дела было тесно сопряжено с деятельностью Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) СССР, образованной при Особом отделе Государственного политического управления в марте 1923 г. в качестве учреждения хозяйственно-опытного характера.

О феномене ЭПРОНа опубликован ряд трудов, в том числе научных. Интерес к организации привлекает внимание издание специализированного журнала «Нептун». Опыт ЭПРОНа неизменно востребован при подготовке студентов технических специальностей, потому что именно в период образования и деятельности ЭПРОНа были заложены основы научного подхода к освоению водолазами больших глубин, разработке и внедрению методов самостоятельного спасения личного состава аварийных подводных лодок.

В соответствии с приказом Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) № 528 от 17 декабря 1923 г. ЭПРОН преобразовали в постоянную судоподъёмную партию, снабжённую всеми необходимыми средствами для производства различных подводных работ.

По постановлению Совета Труда и Обороны № 3 от 1 января 1931 г. произошла реорганизация Экспедиции подводных работ особого назначения: из ведения ОГПУ она была передана в подчинение Народного комиссариата путей сообщения, а затем — Народного комиссариата водного транспорта, с сохранением военизированной структуры, расширением района деятельности.

Из альбома «Начальствующий Состав и сотрудники Главного Управления Краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения СССР к XIV годовщине Октября», собрание РГАВМФ.
Из альбома «Начальствующий Состав и сотрудники Главного Управления Краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения СССР к XIV годовщине Октября», собрание РГАВМФ.

К середине 1930-х гг. Экспедиция подводных работ особого назначения на морях и реках СССР разрослась в крупную организацию, охватившую своей мощью все водные бассейны Советского Союза. ЭПРОН занимался не только судоподъёмом. Являясь аварийно-спасательной организацией, он выполнял задачи обеспечения боевой деятельности Военно-Морских сил РККА, принимал участие в повседневной учебно-тренировочной работе военных флотов и флотилий. Кадры ЭПРОНа проходили подготовку в водолазном техникуме, имели возможность оздоровиться в домах отдыха водолазов в Балаклаве и Хосте, а также содержали свой совхоз в Ленобласти. За заслуги перед государством правительство наградило ЭПРОН орденом Трудового Красного Знамени (1929 г.) и орденом Красного Знамени (1933 г.).

Из альбома «Начальствующий Состав и сотрудники Главного Управления Краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения СССР к XIV годовщине Октября», собрание РГАВМФ.
Из альбома «Начальствующий Состав и сотрудники Главного Управления Краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения СССР к XIV годовщине Октября», собрание РГАВМФ.

Своими успехами Экспедиция вдохновляла писателей М.М. Зощенко,
А.Н. Толстого, И.С. Соколова-Микитова, В.Я. Шишкова, М.К. Розенфельда, К.Д. Золотовского и др.. Именно из-под их пера вышли такие произведения как: «Черный принц», «Пути кораблей», «В глубинах морей», «Поединок в Айсфиорде», «Ледяные ночи», «Подводные мастера». По мотивам описанной в художественной литературе деятельности ЭПРОНа были сняты художественные фильмы «Сокровище погибшего корабля» (1935) и «Гибель «Орла» (1940).

Одним из лучших цирковых режиссёров советского периода Арнольдом Григорьевичем Барским в 1933 году была представлена художественная программа «ЭПРОН». Первого января 1935 г. в Ленинградском государственном цирке состоялось первое представление постановки «Люди морского дна», названной в афишах «техническим аттракционом».

Люди морского дна или ЭПРОН. 1935, иллюстрация канала Хранитель Истории (ссылка выше «кликабельна»).
Люди морского дна или ЭПРОН. 1935, иллюстрация канала Хранитель Истории (ссылка выше «кликабельна»).

На арене, представлявшей собой бассейн диаметром 8 метров и глубиной 4,5 метра была показана работа выдающихся мастеров водолазного дела ЭПРОНа. В насыщенной программе постановки, в том числе был осуществлен подъем затонувшей подводной лодки. В ходе «тематических номеров с производственным уклоном» зрители получили разбросанные при помощи специальной пневмопушки листовки об ЭПРОНе и его удивительных людях. Тем самым эпроновцы осуществляли научно-просветительскую работу. Подробно содержание этой постановки описывается в начале главы «Без Карандаша» книги И.В. Пожарской о Юрии Никулине.

В формировании образа ЭПРОНа как символа успехов социалистического строительства значительную роль играла наглядная агитация, оказывающая благоприятное влияние на формирование морально-политического уровня личного состава, так как информирование эпроновцев о достигнутых Экспедицией успехах, воспитывало в них гордость за свою организацию и профессию. Для этих целей выпускались фотоколлажи, посвященные конкретным судоподъемным операциям, с отображением портретов непосредственных участников и руководителей. По оценке исследователя истории водолазного дела П.А. Боровикова, несомненные успехи умело подавались органам власти, личному составу, обществу, а грамотная аппаратная работа позволила стать монополистом в области подводных работ.

Один из сборников ЭПРОН, из собрания автора.
Один из сборников ЭПРОН, из собрания автора.

Эпроновцы выпускали специализированный сборник, бюллетень, газету, на страницах которых имели возможность фиксировать накапливаемый опыт, делая его достоянием всего коллектива, пропагандировать все то новое, что могло обеспечить им лучшую работу, анализировать её. Отдельно публиковались эпизоды из жизни ЭПРОНа. Специалисты Экспедиции принимали участие в издании литературы для детей. Так, главный инженер ЭПРОНа Л.А. Белецкий подготовил статью «Работа водолаза», ориентированную на детей старшего школьного возраста.

Эпроновцами проводилась массовая работа. Ярким её примером выступает проведенный в политехническом музее детский утренник на тему «Человек под водой» о работе ЭПРОНа для московской Центральной детской технической станции имени Н.М. Шверника. Для 800 ребят выступил начальник водолазного техникума Черного моря Ф.А. Шпакович. Его доклад сопровождался показом диапозитивов и демонстрацией различных приборов, водолазного костюма и процессов подводной работы.

Популяризация успехов ЭПРОНа велась на страницах периодических изданий: «Ленинская Правда», «Водный транспорт», «Вечерняя Москва», «Маяк коммуны», «Красная Звезда», «Комсомольская Правда», «Полярная правда», и др. Нередко встречаются материалы с яркими заголовками: «Да здравствуют герои эпроновцы!», «Новая победа ЭПРОНа», «Победители подводных глубин», «Краснознаменный ЭПРОН рапортует».

Особый резонанс в прессе вызвало 10-летие ЭПРОНа в 1933 г. Публиковались портреты ударников Экспедиции, начальника
Ф.И. Крылова, запечатленные на пленку моменты из спасательных операций и специализированные суда. Пристальное внимание в статьях обращали на спасенные ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин», результаты судоподъемной деятельности Экспедиции за время её существования. Отмечалось, что Максим Горький, приветствуя эпроновцев, спасших «Малыгин» в ледяной Арктике, послал на Шпицберген телеграмму, в которой назвал их «Людьми сказочной энергии».

Юбилей краснознаменного ЭПРОНа, 1933 г., из собрания ЦВММ.
Юбилей краснознаменного ЭПРОНа, 1933 г., из собрания ЦВММ.

При характеристике технических достижений и новшеств медицинского сопровождения водолазных спусков, со страниц газет читателям была представлена критика водолазного дела в царской России, умело противопоставлявшаяся достижениям Экспедиции: «В царской России водолазы не работали по несколько месяцев ... многие водолазы преждевременно отдавали свою жизнь. Сейчас в ЭПРОНе водолазы не болеют, дело поставлено научно. С каждым годом ЭПРОН получал всё больше опыта и становился сильнее... объединил разбросанный водолазный состав, выковал кадры судоподъемщиков и развил свою деятельность на Черном, Азовском и Каспийском морях, а потом вышел на Балтику, Север и Владивосток».

15-летний юбилей так же не остался без внимания: «Пятнадцатилетие своего существования Краснознаменный ЭПРОН отмечает новыми образцами стахановской работы, завоеванием еще больших глубин, недоступных водолазной технике капиталистических стран».

Со станиц периодики советское общество узнавало о планах эпроновцев: «По неполным данным, на дне северных морей лежат 104 судна.... Сейчас ЭПРОН разработал мероприятия по подъему погибших судов. Одновременно продолжаются работы по исследованию морских глубин».

Обосновывалась актуальность работ Экспедиции: «В Арктике нет пока оборудованных портов, доков или мастерских для ремонта судов. Поэтому работа водолазов на Севере приобретает особое значение».

Граждане получали информирование об особо сложных операциях, регулярно вплоть до их завершения, например таких как спасение ледокольного парохода «Сибиряков» севшего на камни ноябре 1936 г. : «2 сентября [1937 г.] героическими усилиями спасательной экспедиции ЭПРОН в Карских воротах был снят с подводной скалы славный краснознаменный арктический корабль-ледокол «Сибиряков», находившийся в плену арктической морской стихии».

Систематически обнародовалась информация об участии специалистов Экспедиции в ликвидации последствий морских происшествий:
«... спасатель Северной экспедиции ЭПРОНа «Память Руслана» выходил в море к погибшему лесовозу «Хрущев» для снятия ценных механизмов. ... За два дня работы при неблагоприятных условиях эпроновцы сняли большую часть мелких механизмов, лебедку, брашпиль и рулевую машинку, доставив их в Мурманск. Для снятия котла и главной машины... осталось 20 энтузиастов-эпроновцев». Особое место занимало описание помощи иностранным судам: «
Героический ЭПРОН спас и отбуксировал в Екатерининскую гавань (у села Полярного) потерпевшее аварию норвежское судно «Хаугланд».

Карело-Мурманский край. 1933, N9-10 (фрагмент страницы), из собрания Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки (ссылка выше «кликабельна»).
Карело-Мурманский край. 1933, N9-10 (фрагмент страницы), из собрания Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки (ссылка выше «кликабельна»).

Относительно сухие заметки о произошедшей аварии и устранении её последствий, могли в будущем перерасти в полноценную газетную статью с использованием ярких поэтических образов. Подобный прием использовался, в частности тогда, когда специалистов Экспедиции привлекали к спасению не сразу, а в случае безрезультатных самостоятельных попыток.

Через прессу ЭПРОН старался сформировать понимание о том, что нельзя тратить время впустую и необходимо доверять сложные операции профессионалам : «Когда человек внезапно заболевает, когда произошло несчастье, надо немедленно позвать врача. ... Когда произошло несчастье с кораблем, да еще такое серьезное, как с лесовозом «Хрущев», надо было обратиться к эпроновцам - людям, которые вырвали у стихии не один десяток кораблей, специалистам своего дела, завоевателям глубин. ... К месту аварии отправилась группа людей [от Балтийского пароходства]. Без необходимых технических средств, без какого-либо опыта они оказались бессильны стащить корабль с берега на воду. ... Прошло немало времени пока убедились, что к лесовозу надо звать «врачей», мастеров своего дела... Спасать разрушенное [штормом] судно уже не имело смысла. Но на судне остались ценнейшие машины. Остался его железный организм, который мог в любую минуту ожить внутри другого корабля и продолжать свою службу».

Пресса использовалась в качестве инструмента привлечения внимания к проблемам Экспедиции: «Насущные нужды эпроновцев удовлетворяются исключительно скверно. Мало интересуется жизнью ЭПРОНа Горком ВКП (б). Только в дни избирательной кампании приехал однажды инструктор горкома».

Посредством периодической печати эпроновцы информировали общественность не только о предстоящей и проделанной судоподъемной работе. В качестве катализатора интереса к профессии водолаза публиковались рассказы подводных мастеров об их приключениях под водой, о «нештатных» случаях: «В бухте Тикси водолазы искали затопленный здесь корабль. Во время поисков произошел любопытный эпизод. Водолаз Войтенко, работая на дне, почувствовал, что кто-то толкнул его в спину. ... Только во второй раз водолазу удалось заметить, что толчки производились нерпой».

Примеры реального, не вымышленного героизма отразились не только в отчетах Экспедиций ЭПРОНа, но и были запечатлены в периодической печати: «В течение 35 дней Дальневосточный отряд Эпроновцев при 30-градусном морозе и сильных ветрах вел работы по спасению парохода [«Тобольск»]». «На корабле боролся со штормом отряд эпроновцев — молодых, выносливых и испытанных моряков. ... Эпроновцы проявили героизм, проплыв по двум морям на этом [«Буревестник»] разбитом корабле».

В периодике приводились случаи взаимовыручки и готовности всегда, пусть с риском для собственной жизни, не только выполнить поставленную задачу: «С колоссальными усилиями, рискуя своей жизнью, эпроновцы все же погрузили все оборудование с погибшего корабля», — но и оказать помощь друг другу. «... [водолаз] работал ночью на большой глубине, запутался в стальных тросах», — ему помог сослуживец, оперативно спустившийся с поверхности и освободивший товарища.

Среди подразделений ЭПРОНа шли состязания за звание «передового», их итоги обязательно освещались: «Тихоокеанская экспедиция — один из передовых отрядов Краснознаменного ЭПРОНа. Ей на днях вручено переходящее красное знамя Главного управления и политотдела ЭПРОНа».

Велось информирование о награжденных, отличившихся и выдающихся кадрах: «Президиум ЦИК СССР отметил большие заслуги ЭПРОНа в деле восстановления водного транспорта и наградил ряд его работников орденами Ленина и Трудового Красного знамени. ... награждены 18 человек, в том числе начальник ЭПРОНа — Ф.И. Крылов». Публиковались портреты лучших водолазов-ударников, писали об отличившихся в комсомольском и стахановском движениях.

Коллаж «Краснознаменный ЭПРОН», из собрания ЦВММ.
Коллаж «Краснознаменный ЭПРОН», из собрания ЦВММ.

Таким образом, формированию образа Экспедиции подводных работ особого назначения как символа успехов социалистического строительства в СССР 1930-х гг. способствовали систематические кропотливые усилия самой Экспедиции и её должностных лиц. Эпроновцы проводили регулярную научно-просветительскую деятельность, а также осуществляли массовую и агитационную работы, как внутри коллективов организации, так и за её пределами.

ЭПРОН активно использовал ключевые инструменты, вызывавшие интерес к профессии водолаза и популяризации своей деятельности. В этом процессе был задействован широкий набор средств: художественная и специализированная литература, кинематограф, цирковое искусство, тематические встречи с детско-юношескими организациями, советская пресса.

© Научно-образовательный проект «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий», 2023