О Яне Вермеере известно немногое. Этот голландский художник жил и работал в Дельфте в середине 17 века, однако известным он стал уже в 19 веке. Ма́стера «переоткрыл» журналист Теофиль Таре. Увидев одну из картин Вермеера, он написал о художнике большую статью и запустил волну исследований творчества этого живописца и малых голландцев в целом.
Сохранилось около 35 работ Вермеера (это совсем не много). Во многих из них художник изображает домашние сцены или сцены флирта. В картине «Урок музыки» оба эти мотива объединяются, хотя с первого взгляда этого можно не увидеть.
На полотне перед нами разворачивается сцена флирта между учителем и ученицей. Как мы понимаем, что между ними есть романтическое напряжение? Вермеер вводит множество нюансов, чтобы показать эту ситуацию и её зыбкость, эту игру, а возможно и начало чего-то большего.
Обратим внимание на позы персонажей. Фигура кавалера — очень уверенная, он опирается на вёрджинел (это клавишный музыкальный инструмент). Девушка же кажется робкой, немного поджавшей плечи. Как пугливая птичка, она чувствует интерес со стороны учителя и смущается.
Отражение в зеркале над музыкальным инструментом не соответствует позе девушки: в зеркале она больше повернута к кавалеру. Это дает нам понять, что несмотря на своё внешнее стеснение, девушка тоже заинтересована в учителе.
Между учителем и ученицей, как некое визуальное препятствие, располагается спинка стула прекрасного синего цвета. Она врезается между ними, создает ощущение дистанции, отстраненности, неких границ. Учитель начинает эту дистанцию преодолевать, положив руку на инструмент, как бы делает первый шаг.
При этом за спиной у мужчины мы видим фрагмент картины. По этому фрагменту исследователи определили и сюжет изображения, но он нам не так важен, как сам образ связанных за спиной рук. Учитель чувствует, что и его руки скованы, его страсть запретна.
Также на холсте мы видим виолончель. Музыкальные инструменты — это символ романтических отношений. На этой же картине инструмента два — это дуэт, намекающий на двоих, связанных узами влюбленности.
На столе мы видим кувшин, возможно, с вином. Во многих работах Вермеера вино часто сопутствует флирту.
Интерьер изображенного помещения тоже может нам кое о-чем рассказать. За окнами мы ничего не видим, и это делает обстановку в комнате более интимной, как будто сейчас существует только то, что происходит в этих стенах, никто извне не вторгнется и не помешает.
Нам же, зрителям, художник как бы предлагает подглядеть за парочкой, спрятавшись за столом, расположенном на первом плане. И сам художник готов подглядывать вместе с нами — в верхней части отражения в зеркале можно разглядеть ножки мольберта.
Но стоит отметить, что всё это — лишь теории исследователей, в которые можно верить, а можно — нет. А можно строить свои предложения. Полотна Вермеера — простор для интерпретаций.
Например, есть мнение, что на этой картине доминирует как раз девушка, и именно поэтому с её стороны так много места на полотне, она чувствует себя свободной и «играет на чувствах» молодого человека, тогда как он «зажат в тесном углу обстоятельств».
Другие же предполагают, что Вермеер специально загадывает загадки зрителю, не предполагая какой-то единственно правильной интерпретации. Единственное что интересно ему самому — живопись, а не сюжет. Именно поэтому в композиции все сдвинуто вправо, художник как бы отправляет зрителей туда: развлекайтесь, разгадывайте загадки, распутывайте интриги, вам же всё это интересно, а я пока займусь живописью. И на левой части холста художник действительно может насладиться простором, красками, игрой с материалами и тенями. Он любуется светом, тем как он струится, создавая ощущение спокойствия и отстраненности, в котором все эти интрижки не имеют никакого значения.
Отмечу ещё, что перспектива на картине «Урок музыки» выстроена практически идеально. Исследователи предполагают, что художник использовал для создания своих произведений камеру обскура. Даже если это так, это нисколько не умоляет мастерства автора. Вермеер использует разнообразные живописные приемы. Он может писать гладко или точечно, может использовать грубоватую, шероховатую, «зернистую марену» манеру. Он также великолепно работает со светом, тенью и цветом. Очень разные техники позволяют мастеру добиться ярких выразительных эффектов.
А что вы видите на картине Яна Вермеера «Урок музыки»?