110 лет назад, 31 марта 1913 года в Венской филармонии состоялся концерт, вошедший в историю как Skandalkonzert. Дирижировал Шенберг, в программе, кроме него самого, были Веберн, Албан Берг и Цемлинский (вообще удивительный был в то время город Вена: подумать только, что на этот концерт вполне могли бы перед ужином сходить Фрейд, Витгенштейн, Гитлер и Сталин с Троцким).
Концерт даже не доиграли – возмущенная публика топала ногами и кричала, организатор концерта раздавал пощечины мешавшей музыкантам публике, а ехидные недоброжелатели потом говорили, что звуки этих пощечин были самым мелодичным, что можно было услышать на том концерте. Теперь все те композиторы – уважаемая классика, Вторая венская школа, не хухры-мухры, и нам трудно себе представить, чтобы музыка, которую играют в филармоническом зале, могла вызывать столько эмоций. Академическая музыка интересует только немногих любителей, а в массовой культуре (например, в любом голливудском кино) интерес к ней всегда маркирует злодея, маньяка и гитлера. Однако же она остается важной составляющей истории и культуры XX века вообще, и составить себе полную его картину без представления о ней невозможно. Знать о ней хоть немного и вообще неплохо бы для общего развития. Советуем пять книг о странной – атональной, модернистской, додекафонической – музыке.
- А. Росс. Дальше шум: слушая XX век. – М.: АСТ, Corpus, 2014.
Вот, вероятно, лучшее из того что есть. 500 страниц прослеживают историю академической музыки через все столетие – причем Россу удалось сделать свой рассказ живым и страшно увлекательным. История музыки тут связывается с политической историей, социальными сдвигами и экономическими формациями. Стравинский, Гершвин, Прокофьев, Шостакович, Бриттен, Кейдж, а еще джаз, бибоп, авангард и минимализм – если читать еще и с плеером в ушах, откроешь для себя целую новую вселенную.
- М. С. Друскин. О западноевропейской музыке XX века. – М.: Советский композитор, 1973.
Вот книжечка поменьше – всего-то двести с небольшим страниц – и более, так сказать, академическая. Ленинградец Михаил Семенович Друскин – это вам не какой-то там американский критик без роду и племени, а крупнейший советский музыковед, профессор и заслуженный деятель искусств. Книжек он написал чертову уйму, статей еще больше, но эту, кажется, вспоминают чаще других. История музыки тут увязывается с историей революционного движения и Октябрьской революции. Веберн дирижирует рабочими хорами, пролетарские массы требуют песен о Сакко и Ванцетти, а Барток пишет музыку о ненависти к фашизму – благодать, одним словом.
- В. И. Мартынов. Конец времени композиторов. – М.: Русский путь, 2002.
Классика – книга, название которой само по себе стало мемом для всех, кто в теме. Небольшая книжечка живой легенды академической музыки – не история, а скорее философия о музыке – и рассуждение о том, почему академическая музыка стала никому не интересна. Читать можно и в расширительном смысле – как книгу об искусстве и его судьбе в XX веке вообще, просто на примере музыки.
- Томас Манн. Доктор Фаустус. – Любое издание.
Один из главных романов Томаса Манна и вообще один из главных романов XX века. Роман странный и для Манна, вообще говоря, не очень-то характерный (Манн, кстати, вообще расписался к концу жизни): если вы когда-то соскучились над «Волшебной горой» – попробуйте все-таки «Доктора Фаустуса», он на нее совсем не похож. Биография вымышленного композитора Леверкюрна, пересказ его музыкальных идей (тут угадывается намек на Шенберга), большие описания симфоний, написанных героем, – все это завораживает и тревожит. Мрачное готическое очарование, абсолютный исторический пессимизм, сделка со злом – все как мы любим.
- Сергей Самсонов. Аномалия Камлаева. – М.: Эксмо, 2008.
В русской литературе что-то так сразу и не припомнить романа о композиторе. Однако вспоминается второй роман москвича Сергея Самсонова, в свое время наделавший много шуму. С тех пор Самсонова занесло куда-то не туда – то он написал громадный роман про хорошего Ходорковского*, то вдруг решил зачем-то переписать «Тихий Дон», – но в «Аномалии Камлаева» было живое беспокойство, нерв и мысль об эпохе, а автор еще не так сильно увлекался инверсией как приемом. В общем, отличная книга – фантазия о том, какая академическая музыка могла бы в наше время быть в топе.
*Иноагент в РФ