Найти тему
52,7K подписчиков

Трое нацистов, которые были оправданы на Нюрнбергском процессе

3,5K прочитали

20 ноября 1945 года в немецком Нюрнберге начался судебный процесс, который еще не знало человечество. На скамье подсудимых оказалась вся уцелевшая нацистская верхушка побежденной Германии — 24 человека. Судьями выступали представители четырех стран-победительниц — СССР, США, Великобритании и Франции.

Зал заседаний в Нюрнбергском Дворце юстиции, где проходил трибунал/ © histrf.ru
Зал заседаний в Нюрнбергском Дворце юстиции, где проходил трибунал/ © histrf.ru

Международный трибунал вовсе не выглядел как декоративная формальность, призванная заключить в рамки приличия расправу над высокопоставленными нацистами. Мы хорошо знаем о 12-ти казненных, но факт того, что еще 7 человек были приговорены к различным срокам заключения, а не к смертной казни, говорит, что вина каждого подсудимого рассматривалась отдельно в привязке его персональным преступлениям.

Итак, из 24 человек 12 казнили, 7 получили тюремные сроки, Роберт Лей покончил с собой до начала процесса, Густав Крупп впал в маразм и его освободили по состоянию здоровья. Остается еще трое. А их международный трибунал оправдал, признав невиновными. Как такое могло произойти, ведь один факт нахождения на скамье подсудимых уже говорил о том, что человек оказался там не просто так? Тем не менее трибунал не нашел достаточного количества доказательств их вины и несмотря на особое мнение советской стороны, трое высокопоставленных нацистов были оправданы. Вот кто эти люди.

Ганс Фриче

«Говорит Ганс Фриче!» Именно с этих слов начинались пропагандистские передачи германского радио. Многие простые немцы уже настолько привыкли к этому хрипловатому голосу, что когда слышали Фриче из динамиков своих радиоприемников, то верили, что все идет как надо. Даже когда советские танки вовсю утюжили подступы к Берлину, Ганс Фриче с патетикой вещал о гении "великого фюрера" и пел ему нескончаемые панегирики.

Подсудимый Ганс Фриче в сопровождении американских военных на Международном трибунале в Нюрнберге, 1946 г./ © Public Domain
Подсудимый Ганс Фриче в сопровождении американских военных на Международном трибунале в Нюрнберге, 1946 г./ © Public Domain

Фриче очень ценил его шеф — рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс. "Главный рупор" Германии умел очень ловко подтасовывать факты, и новости в его изложении звучали как бесконечная убежденность в силе немецкого оружия. Когда в 1943 году в осажденном Сталинграде фельдмаршал Паулюс, подслеповато щурясь, выходил с поднятыми руками из затхлого подвала, Фриче в Берлине надрывался про доблестных немецких сынов отечества, которые оставляют вымороженный город, так как он потерял всякое стратегическое значение.

Возможно, если бы не самоубийство своего шефа, Ганс Фриче никогда бы не оказался на скамье подсудимых. А так он выглядел среди нацистских бонз белой вороной. Американский историк Уильям Ширер писал про Фриче:

Казалось, никто, в том числе и сам Фриче, не понимал, что он делает в зале суда. Он был слишком мелкой сошкой… наверное, он должен был воплощать собой призрак Геббельса.

Суть обвинения Фриче на процессе состояла в том, что он "добивался яростной поддержки режима и таким образом парализовывал способность населения к самостоятельному суждению". Но подкрепить доказательствами эту размытую формулировку трибуналу было не чем. В итоге Ганса Фриче признали невиновным.

Ялмар Шахт

А вот он уже вовсе не был мелкой сошкой. Президент Рейхсбанка, министр, один из главных организаторов всей военной экономики Германии, Ялмар Шахт был тем человеком, который сумел нарастить потенциал немецкой промышленности в разы.

Однако все свои высокие должности Шахт занимал еще до начала Второй мировой. Милитаризацию экономики он одобрял, но когда Германия вторглась в Польшу, Шахт позволил себе выразить свое несогласие с политикой Гитлера. Вторично "против" он высказался в июне 1941-го, когда немецкие войска перешли границы СССР. Нет, Шахта нельзя было заподозрить в симпатии к восточным соседям Германии, он всего лишь понимал, что экономика страны к глобальному противостоянию с половиной Европы просто не готова.

Гитлер и Шахт в Берлине 5 мая 1934 года/ © Public Domain
Гитлер и Шахт в Берлине 5 мая 1934 года/ © Public Domain

Гитлер прекрасно знал про мятежного министра, но Шахт до 1944 года оставался на плаву, занимая должность "министра без портфеля". А все потому, что только он один держал в своих руках все связи экономики Германии с англо-американскими финансовыми элитами. Так, американская нефтяная корпорация "Стандарт Ойл" в течение всей войны не прекращала поставки в Германию топлива и синтетического каучука. Разумеется, все это происходило через сеть посредников, но схемы организовывал именно Шахт.

В 1944 году его солнце закатилось — после неудачного покушения на Гитлера Шахта арестовали и до конца войны он содержался в концлагере Равенсбрюк, откуда его освободили союзники. В Нюрнберге "экономический гений" Гитлера держался очень уверенно и спокойно. Наверняка он осознавал, что обвинения против него будут ничтожны. Так и произошло — защита Шахта оказалась на высоте, представив его как "борца с режимом". В качестве положительного момента фигурировало еще то обстоятельство, что Шахт никогда не был членом НСДАП. В итоге трибунал, просуммировав все факты, пришел к выводу о невиновности Шахта

Франц фон Папен

А этот человек всю жизнь был изворотливым политиком, который ловко лавировал между партиями, блоками и движениями до прихода Гитлера к власти. Фон Папен даже успел побывать канцлером Германии, но видя стремительную популярность партии Гитлера, в итоге уступил власть ему. Фюрер преданность оценил, но приближать фон Папена к себе не стал. С 1934 по 1938 годы политик возглавлял дипломатическую миссию Германии в Австрии и активно организовывал финансовую и политическую поддержку прогермански настроенных сил.

Франц фон Папен/ © Public Domain
Франц фон Папен/ © Public Domain

Его деятельность сыграла не последнюю роль в событии, которое получило название "аншлюс Австрии" — полный переход страны под германское владычество. Именно это и было главным пунктом обвинения против фон Папена на трибунале в Нюрнберге.

Однако ему повезло — гораздо больше участие в аншлюсе принял Герман Геринг, который, собственно, эту часть обвинения против себя особо-то и не отрицал. В итоге вина фон Папена в порабощении Австрии так и не была доказана и его признали невиновным.

Жизнь после Нюрнберга

Но несмотря на оправдания в Нюрнберге, никому из троих нацистов не удалось уйти от ответственности. В 1947 году они попали под расследование комиссии по денацификации — внутреннего немецкого органа, действовавшего в рамках процесса очищения и оздоровления общества от нацизма.

Франц фон Папен, Ялмар Шахт и Ганс Фриче на перекуре во время Нюрнбергского процесса/ © Public Domain
Франц фон Папен, Ялмар Шахт и Ганс Фриче на перекуре во время Нюрнбергского процесса/ © Public Domain

Фриче осудили на 9 лет, а Шахта и фон Папена — на 8 лет лагерей. Но хорошее финансовое положение последних двух позволило им нанять адвокатов, подать апелляции и освободиться из заключения уже меньше, чем через год. Не досидел и Фиче. Правда, его выпустили по состоянию здоровья — он вышел на свободу в 1950-м, а уже через три года умер от рака легких.

Франц фон Папен после освобождения всеми силами пытался обелить свое имя и вернуться в политику. Но Германия была уже совсем другой страной и такие личности, как запятнавший себя сотрудничеством с нацистами фон Папен, ей были не нужны. Умер отставной политик в 1969 году в возрасте 89 лет.

По иронии судьбы последним покинул мир самый старый из всей троицы — Ялмар Шахт. После освобождения он активно занимался бизнесом, приумножил состояние, основал собственный банк, написал мемуары и несколько книг по экономике и бизнесу. Смерть пришла к нему в 1970-м на 94 году жизни.

А вот к десятерым нацистам она пришла 16 октября 1945 года в виде американского палача Джона Вудза, который в спортзале нюрнбергской тюрьмы накинул им на шеи толстые пеньковые веревки 👇:

(При написании статьи была использована информация сайтов: м; ru.wikipedia.org; dw.com; diletant.media)