Найти тему
MaxMarket

Как интернет захватил непродовольственный рынок

Аналитический американский ресурс Insider Intelligence, основная задача которого – прогнозирование, предполагает, что к 2025 году совокупный объем розничных продаж электронной торговли на всей планете достигнет 7,3 триллионов долларов. Что составит почти 25% от всей розничной торговли. 76% продаж e-commerce приходятся на Китай, США и Великобританию. Больше половины из них были осуществлены через маркетплейсы. Так, на момент 2021 года покупки на 100 самых крупных платформах были приобретены более, чем на 3,2 триллиона долларов (по оценкам Digital Commerce 360).

Что же касается, например, только России, на территории которой проживает 145,9 миллионов человек. Рекордные почти 130 миллионов из них – активные интернет-пользователи (на 2022 год). По данным исследовательской компании Mediascope целых 73% российского населения, возраст которых превышает 12 лет, пользуются интернет-сайтами для покупок хотя бы раз в месяц. Зависит процент активных покупателей и от города: в Москве – 76%, в городах, чье население превышает 500 тысяч человек – 66%, в небольших населенных пунктах – 48% (по исследованиям Яндекса). В связи с нестабильной политической обстановкой в мире, пандемией и общей глобализацией, цифровые показатели только выросли. Агентство маркетинговых исследований, Data Insight вывело, что за три квартала 2022 года заказов было доставлено больше на 50% чем в предыдущем году (то есть 1700 миллионов заказов). Также Tinkoff eCommerce заявляет, что совокупные продажи в интернете составляют 15% всех покупок в России.

Что касается продовольственного рынка, все довольно понятно и прозрачно. Люди предпочитают покупать еду самостоятельно, чтобы лишний раз посмотреть дату изготовления или по сочному запаху понять, стоит ли брать грейпфруты. Однако после длительного карантина многие также начали прибегать к магазинной доставке. Предпочтения, правда, все равно отдаются знакомым продуктовым поставщикам.

Ситуация на непродовольственном рынке не так однозначна. Выдвинутые санкции лишь сподвигли, например, любителей масс-маркет одежды сменить вектор на интернет-магазины.

К такому положению дел мир пришел лишь благодаря десяткам разработчиков, предпринимателей и идейных вдохновителей. Предпосылок к появлению интернет-сайтов было множество, об их большей части мы уже рассказывали (ссылка на предпоследнюю статью). Прообразом интернет-магазинов можно считать Видеотекст, придуманный Майклом Альдрихом еще в 1979 году. Все рекламируемые позиции транслировались в режиме реального времени на телевизионных экранах и побуждали к покупкам многих зрителей. Используется технология и сегодня, в так называемых «магазинах на диване».

Спустя всего 3 года было посажено еще одно зерно в почву, из которой впоследствии и выросли маркетплейсы. Так, в 1981 году Томсон Холидэйсом разработан идею B2B, последователей которых сейчас так много среди предпринимателей. И уже в 1992 году появился, тогда еще книжный интернет-магазин, Amazon. От которого уже, как от древесного корня, пошло множество ростков. В 1995 году на свет появился еще один мастодонт электронной торговли – eBay. Правда, перед этим перед разработчиками и предпринимателям нужно было решить вопрос с деньгами: как безопасно передавать их посредством интернета? И решение довольно быстро было найдено, в виде знакомой всем системы, PayPal.

Сейчас это кажется невероятно заманчивым: найти что-то необходимое, не выходя из дома, не обременяя себя утомительным поиском подходящего товара. Комфорт в наше время стал чем-то не просто само собой разумеющимся, он стал необходимостью, плотно и навсегда войдя в нашу жизнь и умы.

Преимущества маркетплейсов перед специализированными интернет-магазинами очевидны. Для покупателей можно выделить следующие приятные моменты:

- Все товары находятся в одном месте, нет нужды собирать несколько корзин и ждать доставку из каждого магазина отдельно, отмеряя время;

- Можно легко сравнить цены, характеристики товаров и выбрать наиболее оптимальный вариант, не скроля десятки сайтов;

- Маркетплейсы имеют огромное представительство во многих городах, их территориальные возможности гораздо шире, чем у онлайн-магазинов;

- Все платформы предлагают удобную для покупателей схему: заказал, оценил товар, и, исходя из своих желаний, решил брать ли его;

- Пункты самовывоза сейчас расположены буквально на каждом шагу, не все интернет-магазины имеют такую вариативность и удобство доставки.

Для предпринимателей маркетплейсы не менее лакомый кусочек, ведь они дают следующие преимущества:

- Легкий заход на рынок;

- Быстрая реализация продукции;

- Всей рекламой занимается маркетплейс, создавать свой сайт нет никакой необходимости;

- Доставка, оформление заказов и вся бухгалтерия – больше не ваша забота;

- Складировать товары у себя – тоже необязательно, этим занимаются некоторые маркетплейсы. Например, такую политику ведем мы.

Сейчас, оглядываясь на то, насколько простым и обыденным для нас стало скролить ленту товаров, когда выдается свободная минутка, кажется просто невероятным, что этого не было в нашей жизни всегда. Еще десять лет назад покупки посредством интернет-магазинов совершали только самые продвинутые пользователи, сегодня – это прерогатива представителей всех возрастов.