Ни в одном другом месте Европы (быть может, за исключением Берлина) память о Второй мировой войне не сохраняется так трепетно как на севере Франции. Почти каждый город или деревня в Нормандии хранят следы ожесточенных боев лета 1944 г. Здесь высаживались англо-американские войска, открывая Второй фронт против нацизма. Здесь активно действовали силы французского Сопротивления.
Тут же проходило масштабное строительство «Атлантического вала» системы береговых укреплений, призванных сбросить десанты союзников в море. Поэтому историческими артефактами времен войны и немецкой оккупации здешние края особенно богаты. Повсюду можно увидеть памятники погибшим – как небольшие памятные доски внутри соборов и на площадях, так и заметные монументы.
Вдоль берега пролива Ла-Манш стоят мертвыми бетонными коробками развороченные немецкие ДОТы. В местных книжных магазинах обилие военной литературы.
Всё это сильно напоминает те исторические традиции, к которым мы так привыкли в России. Перед 70-летием Победы шло много дискуссий, суть которых сводилась к следующему вопросу: а не слишком ли много места занимает ВОВ в историческом сознании россиян? Ведь даже патриотично настроенные граждане были часто недовольны многими сомнительными акциями, больше напоминающими безвкусный и неуместный китч.
В этом смысле пример Нормандии весьма показателен и любопытен. Ведь это именно та Европа, которая вроде бы довольно сильно различается с нами по восприятию недавнего прошлого, очевидцы которого еще живы. Однако здесь эти различия становятся мало-очевидными и мы можем наблюдать картину выстраивания историко-культурного облика региона в рамках духовного климата, сходного с нашим.
Впрочем, отличия все же есть. Значительное место в формировании историко-культурного ландшафта здесь во Франции занимает частная инициатива. В первую очередь, конечно, это относится к организации музеев. В Нормандии их десятки. Каждый отель или туристический офис завален рекламными брошюрами, призывающими посетить тот или иной музей. Их учредителями выступают коллекционеры, ветеранские объединения, общественные организации. Государственные музеи, конечно, тоже есть, но и они с готовностью включаются в борьбу за своего посетителя.
Месторасположения основных музеев, посвященных Второму фронту, в Нормандии
Такая конкуренция, объединяющая историю и бизнес, положительно влияет на тематическое разнообразие музеев. Каждый хочет выделиться, предложить что-то уникальное. Где-то рассказывается о боевом пути, например, исключительно канадских частей, где-то представлены главным образом танки и другая боевая техника, кто-то взял за основу авиацию. Соревновательность проявляется и в разных подходах к интерактивной составляющей, масштабах и т.п. Например, один из музеев в своем рекламном проспекте заявлял, что смог восстановить у себя в павильоне несколько улиц французских городов времен высадки союзников и посетители могут по-настоящему прочувствовать дух истории, погуляв по ним.
Во время своей недавней поездке по Нормандии мне довелось посетить музей Оверлорд (Overlord museum). Он один из новейших в Нормандии, был открыт 5 июня 2013 года.
В основе музея Оверлорд лежит личная коллекция француза Мишеля Лелупа, которую он собирал почти полвека. Начало коллекции положили его первые находки в августе 1944 г., когда он, еще 15-летний юноша уроженец местной деревеньки, стал собирать на полях сражений осколки большой войны. Со временем его хобби превратилось в дело всей жизни.
Венцом коллекции стал купленный Мишелем немецкий бронетранспортер SdKfz 251. В 1987 году Мишель открыл на территории бывшей сыроварни в городе Фалез небольшой музей, в основном рассказывающий о т.н. Фалезском котле, в котором оказались немецкие войска на завершающем этапе битвы за Нормандию. В начале XXI века он задумал полную реставрацию музея со значительным расширением экспозиции.
К сожалению, увидеть финал своих трудов Мишелю не удалось он умер в 2011 году. Работу закончили его сподвижники и сын Николя. На открытии нового музея присутствовало пять английских и американских ветеранов.
Что из себя представляет музей Оверлорд на сегодняшний день?
Во-первых, из бывшей сыроварни в Фалезе он переехал в отдельное помещение на пляже Омаха в непосредственной близости от американского военного кладбища. Новое здание гармонично вписано в окружающий ландшафт. Со стороны оно выглядит как огромный ангар или бункер, сразу отсылая посетителей к милитаризированным пейзажам Европы первой половины 1940-х. Вокруг здания на постаментах расположились танки и бронетранспортеры.
Во-вторых, теперь музей посвящен не только Фалезскому котлу, но всей военной кампании на Западном фронте: от высадки в день Д до мая 1945 г. Экспозиция значительно расширилось теперь здесь можно увидеть различные образцы бронетехники, оружия, униформы, предметы повседневного обихода немецких и союзных солдат.
Концепция музея несколько отличается от того, что мы привыкли видеть в России.
Резко бросается в глаза то, что ключевое внимание уделяется интерактивной составляющей. Музей призван сразу вовлечь посетителя в атмосферу военного времени за счет реалистичных экспозиций с фигурами солдат в полный рост и реальной военной техникой танков, бронетранспортеров, десантных кораблей и др.
Вместо привычной тишины музейных залов из спрятанных колонок гремят выстрелы и взрывы, доносятся команды офицеров и крики солдат. Довольно простое решение, тем не менее, работает за счет одного лишь звука достигается потрясающий эффект погружения.
Основная тематическая единица музея – готовая экспозиция, изображающая определенный аспект битвы за Нормандию. Эдакая Бородинская панорама, но в объеме. Кровавого натурализма, впрочем, нет. Униформа у всех чистенькая, а на лицах манекенов безэмоциональное выражение задумчивости. Традиционные витрины с экспонатами тоже есть.
Как и следовало ожидать от Франции, много места отведено деятельности Шарля де Голля.
Многие французские музеи грешат наличием одного лишь французского языка на подписях к экспонатам и прочей полезной информации. Здесь таких проблем нет каждая подпись дублируется на английском.
К сожалению, многих прибывших из России посетителей этого замечательного музея может немного расстроить то, что Восточному фронту Второй мировой войны уделяется совсем мало внимания. Упоминаются, и то вскользь, пакт Молотова-Риббентропа 1939 года, нападение на СССР, окончание Сталинградской битвы и победный май 1945 года. Причем пакт с Германией трактуется как полноценный военный союз, что, мягко говоря, не совсем верно. После посещения музея я высказал свои замечания одной из сотрудниц, которая обещала изучить данный вопрос.
Впрочем, судя по всему, наши туристы редко посещают это место. На памяти у той сотрудницы, к которой я пристал со своей критикой, мы были первые русские гости музея. Хотя, вероятно, память её немного подводит (или была не её смена) на сайте Tripadvisor есть один отзыв туристки из России. К слову, положительный.
Много ли наших граждан знают о других театрах военных действий Второй мировой войны, кроме Восточного фронта?
Потеряв на той войне десятки миллионов человек мы, не без оснований на то, считаем её своей, рассматривая все, что происходило вне нашей широты, в качестве локальных боестолкновений, меркнущих перед стальными лавинами Курской дуги, грандиозной артподготовкой штурма Берлина и критически малым средним сроком жизни отдельного бойца в Сталинграде.
Между тем, наша Великая Отечественная война была важной, вероятно, важнейшей, но все-таки частью огромного противостояния, охватившего весь мир в 1939-45 гг. Упрекая французов, англичан или американцев в том, что они пишут свою историю войны, мы забываем, что, по сути, сами находимся в аналогичной плоскости, серьезно ограничивающей пространство диалога. Сложно сказать, сложится ли когда-нибудь общий для всех стран подход ко Второй мировой войне, сформируется ли общая коллективная память вокруг неё хотя бы в рамках основных стран участниц. В любом случае, это не должно останавливать нас получать про неё новые знания, великодушно отсекая тенденциозные формы их подачи.
Поэтому лично мне очень хотелось бы, чтобы наши туристы посещали музеи, подобные музею Оверлорд и получали удовольствие от увлекательной подачи интереснейшего материала. Даже если вам что-то не понравится и вы можете аргументировано это обосновать всегда есть возможность быть услышанным организаторами и администрацией.
Источник: Музей Операции Оверлорд