Найти тему
Жизнь советского человека

Их сбили на войне, которой не было. Как выжили советские лётчики в плену, в джунглях Анголы?

Информации об участии советских специалистов в ходе гражданской войны в Анголе практически не появлялось. Считалось, что Советский Союз помогал Народным вооруженным силам страны отправкой военных советников, сотрудников гражданской авиации, которые в боевых действиях непосредственного участия не принимали. Но всё же бывали случаи, когда наши специалисты погибали, получали ранения или попадали в плен к ангольским мятежникам.

Советский Ан-26. Они работали в Анголе под флагом этой страны
Советский Ан-26. Они работали в Анголе под флагом этой страны

Главной задачей пилотов были транспортные перевозки медикаментов, продуктов питания, строительных материалов. Именно этим занимался Камиль Моллаев и его экипаж транспортного самолета Ан-26 под флагом ВВС Анголы.

В конце 1980 года ситуация с перевозками на юге страны стала тяжелой. Правительственные силы потеряли несколько воздушных судов, столкновения с мятежниками участились. Ангольцы запросили содействия советских «спецов». С просьбой помочь в поставках боеприпасов и эвакуации раненных обратились и к Моллаеву. И он после согласования с Москвой дал свое согласие на «работу» вблизи зоны боевых действий.

Советский экипаж на военном транспортнике Ан-26 прибыл на базу ВВС в городе Менонге на юго-востоке страны. Отсюда летчики почти неделю совершали полеты вдоль границы с Намибией, обеспечивая Народные вооруженные силы страны всем необходимым. Однако после одного из вылетов с грунтового аэродрома Ан-26 был атакован. В его двигатель попала ракета с тепловым наведением, выпущенная повстанцами.

Моллаеву сразу удалось взять ситуацию под контроль. Благо самолет не потерял управление. Капитан принял решение идти на небольшую посадочную полосу, которую отметил для себя еще до вылета. Посадка оказалось достаточно жёсткой, но люди не пострадали и отделались лишь ушибами и порезами.

Первый слева Чернецкий, второй - Моллаев. Фото в Анголе
Первый слева Чернецкий, второй - Моллаев. Фото в Анголе

Выбравшись из покорёженной машины, капитан не смог сразу найти свой экипаж. Рядом оказались только несколько ангольцев, которые находились на борту Ан-26 вместе с ним. Вдобавок Моллаев понял, что еще и травмировал себе спину.

В этот момент к месту экстренной посадки вышли мятежники, раздалась стрельба. Оружия у пассажиров транспортника не было, а выданный до вылета Моллаеву автомат оказался неисправен. Капитан закопал все имеющиеся у него документы и попытался всё-таки отыскать кого-нибудь из членов экипажа. У разбитого самолета ему удалось обнаружить бортмеханика Ивана Чернецкого, который вернулся к машине в надежде на эвакуацию вертолетами. Всем остальным, как выяснилось, удалось скрыться в лесу. Впрочем, вертолетов летчики не дождались. Их захватили подоспевшие повстанцы.

Так началось долгое и изнурительное пребывание пилотов в плену ангольского повстанческого движения УНИТА. По воспоминаниям самого Моллаева, их постоянно прятали и часто перевозили с места на место. Все эти «разъезды» иногда прерывались «пресс-конференциями» для западных журналистов. На них Моллаева и Чернецкого представляли военными летчиками, для чего заставляли надевать летные комбинезоны.

В плену
В плену

Никакой связи с советскими представителями не было, и мятежники уверяли пилотов, что СССР их никогда не обменяет. Предлагали перейти на их сторону, сулили все блага «западной цивилизации». Однажды, сами того не зная, наши ребята оказались на встрече с Жонасом Савимби - лидером повстанческой армии.

Прошло два долгих года, когда появилась надежда на освобождение. В этом процессе участвовали все советские гражданские и силовые органы, начиная от посольства в Анголе и заканчивая КГБ СССР. Перед самим обменом пленников привели в порядок, накормили и через несколько дней отправили сначала в Замбию, а потом и в Москву. Всё завершилось благополучно.

После освобождения в 1983 году «за проявленное мужество в ходе выполнения интернационального долга» Камиль Моллаев и Иван Чернецкий были награждены орденами Дружбы народов.

После вручения медали «За выполнение интернационального долга в Анголе». Резиденция Союза ветеранов Анголы, Москва, январь 2012 / Моллаев Камиль Абдурахманович
После вручения медали «За выполнение интернационального долга в Анголе». Резиденция Союза ветеранов Анголы, Москва, январь 2012 / Моллаев Камиль Абдурахманович

Моллаев скрыл полученную в Анголе травму. Восемь лет летал на Ан-26, потом переучился на 2-го пилота Ту-154. Летал на рейсе из Дагестана в Москву и обратно. А однажды не прошёл медкомиссию. Были выявлены сбои в ритме сердца. Оказалось, позвонки «навылет» дали осложнение на сердце. А повредил он их тогда.

Официально советские люди в Анголе не воевали. Поэтому добиться удостоверения «участника боевых действий» Камилю Абдурахмановичу удалось только почти через 30 лет.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.