Мне как-то Дзен в ленту подложил пост одной мамы, мимо которого я не смогла пройти мимо.
Мама рассказывает про свои открытия при запуске речи и некоторые вещи меня, конечно, триггернули:
«Интернет пестрит яркими заголовками, мол не опоздайте с запуском речи, купите наш курс чтобы ребёнок заговорил, вы ещё не были у нейропсихолога? Срочно к логопеду в 2 года!».
«Словом ни один компетентный логопед не примет вас с отсутствием явных речевых, слуховых нарушений до 3х лет. А нейропсихологи - это просто модное название. Все остальные, либо шарлатаны, коих сейчас развелось, либо просто зарабатывают деньги на тревоге матери. Успокойтесь!»
Я попыталась возразить, аккуратно так намекнула, что не стоит вычёркивать такую важную и нужную профессию. Возможно, вы о ней не всё знаете.
Мама:
«… считаю, что это больше маркетинговый ход) Многое что делают на занятиях нейропсихологи - это просто логопедические или мелкомоторные, всё те же игры, что мы в детстве играли в саду, школе, в лагерях. Иными словами всё новое это давно забытое старое».
На что я бы хотела здесь обратить внимание:
1. Мама навешивает ярлык и отменяет науку, о которой ровным счётом ничего не знает. Это видно из её комментария.
2. Мама распространяет свой личный опыт, который основан на запуске речи только у одного ребёнка, её дочери. И она возводит этот опыт в закон, распространяя его на всех детей и даёт рекомендации, которые для кого-то могут стать просто преступными.
3. Ничего плохого нет в том, чтобы делиться своим личным опытом. Но нужно всегда подчёркивать, что это только мой опыт, у вас может быть иначе.
4. Специалист тем и отличается от просто мамы, что через его руки и глаза проходят очень разные дети. Именно это и даёт основание давать рекомендации, они основаны и на образовании, и на опыте ведения детей с различными нарушениями.
5. В 2 года логопеды и нейропсихологи, которые работают с детьми раннего возраста, уже могут проконсультировать и увидеть нарушения у ребёнка. Чем раньше начата работа, тем больше шансов на успех.
6. Если ребёнок не говорит в 2 года – это явное речевое нарушение, т.к. сроки появления речи уже нарушены.
7. Если нейропсихологические занятия – это «просто логопедические и мелкомоторные, всё те же игры, что мы в детстве играли в саду, школе, в лагерях», почему же так много мам пытаются дома самостоятельно в разные игры играть, а речи как не было, так и нет?
Игры может быть и те же, но применять их нужно с пониманием для чего ты это делаешь и что конкретно развиваешь.
8. Нейропсихология - сложная наука, изучаешь годами и всё равно с каждым годом кажется, что изучать ещё больше, чем изучил. А сколько всего смежного ещё нужно знать! Поэтому не зная науку глубоко, я бы не стала так резко её перечёркивать, тем более что отечественная нейропсихология одно из немногих направлений психологии, которая очень сильна, активно развивается и будет ещё очень долго развиваться, тайн нашего мозга ещё очень много предстоит открыть.
9. Как среди представителей любых профессий, есть опытные и понимающие нейропсихологи, а есть не сильно понимающие, и не сильно опытные, есть опытные и понимающие логопеды, а есть не сильно и не очень. Вы же не начинаете отрицать стоматологию, если вам однажды некачественно поставили пломбу или вообще не увидели проблему, а потом раз и пульпит? Правильно, вы ищите другого стоматолога.
10. Действительно, не все специалисты среди логопедов, нейропсихологов могут работать с детьми раннего возраста и не должны. Главное, не боятся об этом говорить и не брать в работу детей, если не знаешь, что с ними делать. Но, это уже личная ответственность специалиста.
💬 Какой у вас опыт общения со специалистами по запуску речи? Положительный или отрицательный?
PS. Мама меня решила заблокировать, про нейропсихологов-шарлатонов строчку она всё же убрала, однако на её канале начали появляться статьи о важности крупной моторики и движения для ребёнка в процессе запуска речи, на чём чаще всего акцент ставят именно нейропсихологи😉.