Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Сколько стоило быть нарядным в XVII веке?

Сразу скажем, что очень дорого. В царском быту, а также среди представителей знати широко использовался дорогой привозной текстиль, поскольку местного производства высококачественных шелковых и парчовых тканей до XVIII века практически не существовало. В Россию привозили гладкие и рельефные бархаты, однотонные и узорные шелка, разнообразные виды «золотных» (парчовых) тканей. Цена этих драгоценных тканей на протяжении всего времени их бытования оставалась высокой.

Сегодня мы предлагаем пересчитать на современные деньги, сколько стоили товары в XVII веке, и таким образом понять, сколько же стоило быть нарядным. Для пересчета старых денег на современные мы использовали
конвертер, в котором в качестве оценки стоимости принят вес чистого серебра в монете (Серебряный стандарт) или его золотой эквивалент, пересчитанный в серебро.

Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.
Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.

Для этого поста мы сравнили цены на различные привозные товары, приведенные в Описи государевой казны 1640 г. Отмеченный там турецкий бархат «по черленой земле круги золоты с серебром…» размером 10 аршин без двух вершков (~7 метров) был оценен в 80 рублей (= 217 600 р. на современные деньги). Турецкий же бархат «по черленой земле травы золотые да серебреные» размером десять аршин с полуаршинном (~7,5 метров) ценой в 60 рублей (= 163 200 р.). Иранский бархат «по золоту травы и птицы шолковы разных цветов… мерою 7 аршин без четверти» (~ 4м 85 см) оценен в 33 рубля (89 760 р.). Золотная иранская камка «по серебру травы золоты, развод шолк гвоздичен, мерою семь аршин без двух вершков» — т.е. почти 5 метров ткани оценены в 25 рублей (68 000 р.). Иранский золотный атлас «по золоту травы серебряные да шелковые разных цветов, мерою семь аршин (~ 5 метров)» — в 20 рублей (54 400 р.). Атлас гладкий багрового цвета оценен в 1 рубль, 6 алтын, 4 деньги (3 264 р.) за один аршин ткани (~71,7 см). Камка «травчета двоелична шолк черлен да жолт» — 28 алтын, 2 деньги (2 312 р.) за аршин.

Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.
Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.

Мы привели цены на самый дорогой «драгоценный» текстиль. В то же время более простые и менее качественные ткани можно было приобрести за меньшие деньги.

Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.
Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.

Информацию о количестве использованной ткани для выкройки различных видов одежд можно почерпнуть из кроильных книг, где тщательно фиксировалось сколько материалов пошло на изготовление того или иного платья. Для верхней одежды, например, на кафтан, требовалось 7-10 аршин ткани, столько же уходило на подкладку, для которой обычно использовали тонкие шелковые, реже хлопчатобумажные ткани (камка, атлас, киндяк и др.). На среднюю (или вторую) одежду, к примеру, зипун, также в среднем уходило 4-7 аршин ткани (обычно атлас, но встречаются и зипуны из золотных тканей: объярь, изорбаф), и столько же ткани шло на подкладку.

Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.
Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.

Чуть меньше ткани требовалось для нижней сорочки. Штаны могли быть из сукна, камки, атласа, тафты, изорбафа. Также штаны делились на «холодные» (только на подкладке) и «теплые» (дополнительно утепленные мехом), а ткани на их закройку могло идти 1,5-3 аршина, не считая подкладки.

Букварь царевича Алексея Петровича. Карион Истомин, конец XVII века. Детали: изображения рубашки, ризы и рукавицы.
Букварь царевича Алексея Петровича. Карион Истомин, конец XVII века. Детали: изображения рубашки, ризы и рукавицы.

Таким образом, всего на один лишь комплект одежды могло быть потрачено 30-45 аршин (~21-32 метра) различных тканей, что составляло в среднем 70-100 рублей (~190-270 000 современных рублей).

И это лишь одна статья расходов, ведь покупкой тканей дело не заканчивалось — не стоит забывать про пуговицы (золотые или серебряные, с драгоценными камнями и разноцветной эмалью). Кроме того, одежду могли украшать шитьем и кружевом из золотных нитей, драгоценными запонами, жемчугом и мехом. А еще нужно было оплатить работу закройщиков и вышивальщиц, изготовить обувь, головной убор, другие аксессуары.

Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.
Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Деталь. Москва, 1672-1673.

Становится понятно, почему одежду многократно перешивали (подробнее об этом читайте здесь) или одаривали ей близких людей — быть нарядным в XVI-XVII веке было очень дорогим удовольствием.

Акварель. Мужская и женская одежда. Москва, 1834, Ф.Г. Солнцев.
Акварель. Мужская и женская одежда. Москва, 1834, Ф.Г. Солнцев.