Найти тему

ЖЕНЩИНЫ, АРМИЯ И ВОЙНА

Современный человек немало удивиться, узнав, какую роль в вооружённом конфликте могли играть женщины, составляющие ни много ни мало, а половину всего человечества (и далеко не самую худшую). До сих пор мы считаем, что война – это сугубо «мужское занятие», несмотря на то, что женщины тоже есть в рядах армии.
Но, согласитесь - было бы странно наблюдать, что начальником Генерального Штаба (не министром обороны!) в какой-нибудь отдельной взятой стране вдруг стала женщина в звании полного генерала или маршала, и, начав командовать орденоносными мужчинами, планировала бы наступательные военные операции. В общем, несмотря на постепенную феминизацию мирового сообщества, армия – это едва ли не единственная область, где никогда не наступит равенства между мужчиной и женщиной!
Понятия «мужчина» и «война» настолько близки, что во многих языках стали взаимозаменяемыми. Участие женщин в войне сильно снизило бы социальный престиж, лишило бы её цели и смысла. Если бы мужчин заставили воевать плечом к плечу с женщинами или бороться с ними в качестве военного противника, то вооружённый конфликт для мужчин утратил бы своё значение и вполне мог на этом завершиться.
Поди плохо!
Если бы война была разумным инструментом для достижения каких-либо социальных целей, то их роль была бы столь же велика, как и роль мужчин, ведь ставка женщин в войне отнюдь не меньше.
Поражение в вооружённом конфликте всегда создавало ситуацию, в которой женщины и дети оказывались в числе первых жертв. Поэтому одной из главных причин неучастия женщин в войне является страх того, что пленение может повлечь за собой изнасилование в дополнение к прочим видам дурного обращения. На протяжении почти всей истории возможность поучаствовать в массовых изнасилованиях была не просто одной из наград за успешную кампанию, но, с точки зрения солдат, и одной из основных целей, ради которых они сражались.

-2

Например, поводом к легендарной Троянской войне послужило похищение «прекраснейшей из женщин» Елены, жены правителя Спарты Менелая. А одной из причин, почему ахейцы не отступились от своей цели и не вернулись обратно, была перспектива лечь в постель с женщинами, принадлежавшими троянским мужчинам. Гомер в «Илиаде» прямо задаёт этот вопрос:
Ужель не приятно в любви сочетаться
С женщиной?
Библейская Юдифь, «красива видом и весьма привлекательна взором», дабы спасти собственный народ, решилась добровольно пожертвовать честью. После того, как ассирийцы под руководством военачальника Олоферна осадили её родной город Ветилую, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где объявила остановившим её воинам, что собирается указать их полководцу лёгкий путь к захвату города. На четвёртый день пребывания Юдифи в лагере, Олоферн, желая сильно сойтись с ней, и искавший способа обольстить её, устроил пир, на котором опился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Затем иудейки вернулись в город, показали голову горожанам и попросили вывесить её на крепостной стене.

-3

В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции.
То, что было разрешено во время боевых действий, в мирное время категорически запрещалось, т.е. сам факт изнасилования вне законов войны был неприемлем. Так, изнасилование царём Тарквинием римской матроны Лукреции в 509 году до н.э., славившейся своей красотой и добродетелью, и последовавшее затем самоубийство женщины, привели к падению монархи и формированию древнеримской республики.

-4

О том, что женщины и дети могут (и должны) стать заложниками (законной добычей) в случае сопротивления, повествует Библейская книга Второзаконие, где содержатся прямые указания на то, как следует поступать с мирными жителями в различных ситуациях:
«… Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир;
Ели он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе;
Если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его,
И когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча;
Только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой;
Так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих…».

-5

Принуждение женщины – один из литературных мотивов, встречавшихся в мировой литературе во все времена – наряду с родственными мотивами похищения и принудительного брака.
Греческой мифологии известна история о Персефоне (Прозерпине), похищенной Аидом. В Ветхом Завете уже содержались рассказы об изнасилованиях, в том числе о нападении племени Вениамина на дочерей-девственниц города Силом. А в книге Бытия рассказывается история Содома и Гоморры, где грехи содомлян включали изнасилование проходящих мимо путешественников-мужчин. Также хорошо известен римский миф о похищении сабинянок.
В Средние века женщины были главной добычей орд наёмников. Так,при разграблении Магдебурга в 1631 году захваченный город оглашался «пронзительными криками», что было нечто само собой разумеющимся
Единственным способом избежать незавидной участи, была своевременная капитуляция, при этом не имело значение, принимала ли женщина участие в самом сражении или нет. Однако даже и в этом случае неприкосновенность женщин не была гарантирована. При этом, участие в различного рода бунтах и восстаниях никак не избавляло женщин от участи быть изнасилованными врагом. Принимая участие в боях, терпя страдания и проливая кровь, женщины порой демонстрировали даже большее мужество, нежели мужчины.

-6

Однако война – это сфера, где в первую очередь доминирует физический дискомфорт, лишения и опасности. Поэтому, первейшими качествами, которыми должны быть наделены бойцы – это сила и выносливость. Хорошая физическая форма – основная цель программы любой базовой подготовки. Тем не менее, ни одна армия в истории не проводила сравнительных испытаний мужчин и женщин по их физической силе.
Парадокс! Желание освободить женщин от тяжёлого физического труда или защитить их от насилия не могли объяснить, почему женщины, за исключением ряда экзотических приключений, так редко принимают участие в войне? Почему женщины остаются в стороне от этой деятельности?

Мы приходим к выводу, что подобные истории существовали лишь в древних мифах. Пример тому - легендарные амазонки (буквально – «без грудей»), которые предположительно они жили на побережье Чёрного моря, на задворках цивилизации. Характерным оружием амазонок был лук, долгое время считавшийся оружием трусов (в отличие от меча). Статус амазонок был сомнителен, поскольку они не могли обладать единственным качеством, необходимым для воина – храбростью (по-гречески слово «храбрость», andreia, произошло от слова aner – мужчина). К тому же, чтобы стать воинами, им приходилось отказываться от секса и отрезать себе грудь – как раз то, что отличало их от мужчин.

-7

В общем, в любом обществе самым большим оскорблением для мужчины – назвать его «женщиной», поэтому в сферах, в которых преобладают женщины, представитель сильного пола не может реализовать себя по определению. Проникновение женщин в какую-либо отрасль может послужить стимулом для того, чтобы мужчина стал более усердно работать, однако как только доля женщин в этой области превысит 15%, мужчины начинают её покидать, в поисках «более вольготных пастбищ». В любом социуме женская работа считается менее привлекательной и с течением времени данная сфера перестаёт привлекать квалифицированные кадры. Это, в свою очередь, ведёт к тому, что в ней уменьшается уровень материального вознаграждения и общественный престиж её постепенно падает.
Во все времена война была сферой, где в наибольшей степени проявилось различие полов. На протяжении всей истории война позиционировалась как наиболее важная прерогатива мужчин, в которой проявление мужественности считалось залогом успеха. И, что самое главное – всячески поощрялось и даже требовалось!
Во многом истинная причина неучастия женщин в войнах, та же самая, по которой не создаётся смешанных команд в спорте. Мы готовы смотреть и даже аплодировать женщинам, играющим в спортивные игры, но при одном условии – что они это делают отдельно от мужчин и не вмешиваются в их игру. В противном случае мужчины оказались бы в дурацком положении – женщин нельзя толкать, и в этом случае они всё равно оказались бы виноватыми. Чтобы не подвергать себя ещё большему позору, мужчины просто-напросто перестали бы играть вообще. Интеграция полов привела бы к закату спортивной игры как таковой.
В армиях разных стран приняты толстые тома Уставов, где содержится перечень допустимым и недопустимых действий в отношении сослуживцев женского полка, при чтении которых создаётся впечатление, что единственное, о чём думает каждый мужчина – это как изнасиловать своего сослуживца-женщину. Однако все эти меры предосторожности так и не привели к тому, что к мужчине и женщине в армии стали относится одинаково.
Присутствие женщин в армии терпят только в той степени, в которой они постепенно растрачивают свои женские качества. Либо они становятся проститутками, либо к ним следует относиться как к мужчинам в женском обличье.
---------------------------------------------------