1936. Март, 31
Нарымским окротделом НКВД арестована группа в 9 человек (7 женщин и 2 мужчины) евангельских христиан «кержаков», проживавших в Бакчарском районе. До июня 1936 находились в каталажной камере Чаинского района. В письме от 8 июня прокурор Чаинского района прокурор у Нарымского края просил принять меры к окончанию следствия окротделом и обсудить вопрос о судьбе арестованных.
ГАТО.Ф.Р.732.Оп.1.Д.19.Л.74; Конвейер НКВД. С. 42.
1938 Март, 31
Расстреляны в Колпашево 120 человек.
Подтверждение – Акт о расстреле и список расстрелянных.
... В 2020 году Е. Шелехов разыскивал документы по истории своего родственника – ЛОНДАРЕНКО Ивана Ивановича, 1875 года рождения, уроженца села Судженка, АнжероСудженского района, Западно-Сибирского края. Поиски привели его в архив УФСБ. Изучая Дело о репрессированном родственнике, он выявил документы о расстреле 120 человек, на основании решения Тройки УНКВД по ЗСК, протокол №111/6 от 12 марта 1938 года.
[Архив УФСБ по Томской обл. Ф. 8, Дело №П-813, Л. 1462-1464]
1949. Март, 31
Арестован Николай Евгеньевич Мартьянов (1913-1983), ассистент кафедры динамической геологии Томского университета.
Еще со студенческих лет, видя некоторые отрицательные черты советской действительности, он не молчал, как другие, а со свойственной ему прямолинейностью, говорил об этом своим друзьям. Некоторые из них не только выслушивали его критические высказывания в адрес партии и правительства, но и сообщали об этом в НКВД, усиливали их и придавали им антисоветский оттенок. Так, обсуждая политику правительства в сельском хозяйстве, Николай Евгеньевич говорил, что «раскулачивание крестьян в тридцатые года было жестоким и ошибочным», что «сплошная коллективизация – преждевременна, так как у крестьян еще не было социалистического сознания». В НКВД это передавалось как «критика политики партии и правительства по сельскому хозяйству». Мартьянов говорил «о необходимости допущения мелкой частной собственности в сельском хозяйстве». Передавалось – как агитация за реставрацию капитализма. Слова Николая Евгеньевича «религию напрасно разрушили, так как она позволяет человеку иметь какие-то идеалы и держит в рамках определенных норм поведения» передали как агитацию за восстановление религии.
Арестовали его 31 марта 1949, суд вынес решение о том, что обвинение Мартьянова по статье 58-10 УК РСФСР доказаны и вынес приговор – 25 лет заключения в ИТЛ с последующим пятилетним поражением в правах и конфискацией имущества.
Заключение отбывал в Коми АССР в Воркутинском угольном бассейне в поселке Хальмер-Ю. Сначала он был простым шахтёром, затем стал работать шахтным геологом, старшим геологом и начальником группы в комплексной экспедиции. Освобожден 19 января 1956 в связи с сокращением срока заключения до 6 лет. После освобождения работал старшим геологом Минусинской комплексной экспедиции, затем сотрудником Красноярского института цветных металлов, позднее – Геолоуправления. Много работал над проблемой развития Земли как космического тела. Реабилитирован в 1967. В 1968 вышла его монография «Энергия Земли», над которой начал работать еще в заключении.
Реабилитирован в 1967 году.
[В.А. Ивания. Человек тяжелой судьбы геолог Н.Е. Мартьянов; Воспоминания дочери О.Н. Мартьяновой; Архив музея]
1949. Март, 31
Арестована Веля Даниловна Томашпольская (1907-1982), доцент кафедры общей геологии ТПИ, геолог-съемщик, поисковик, стратиграф, кандидат геолого-минералогических наук, одна из первооткрывателей Сорского медно-молибденового месторождения в Хакасии.
После окончания геолого-географического факультета ТГУ в 1930 году получила специальность геолога-петрографа. Работала начальником геологических партий. В 1932 руководила геологопоисковыми работами Кузнецкого Алатау на площади в 1200 квадратных километров. В отчете по этим работам она описала кварцевую жилу с молибденитом и место, где она залегает – на правом берегу речки Соры, ниже устья ключа Алачики, приток в районе бывшего улуса Тазьмин. Таким образом, стала первооткрывателем Сорского медно-молибденового месторождения в Хакасии.
В 1935-1941 – ассистент кафедры общей геологии и петрографии ТПИ. За работу в Тувимской партии треста «Запсибцветметразведка» в 1945 году была награждена медалью «За доблестный труд в годы ВОВ», получила персональное звание «Горный инженер геолог 1 разряда». С 1945 года – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры общей геологии ТПИ, к.г.м.н.
Арестована 31 марта 1949 по «красноярскому делу геологов», осуждена на 15 лет ИТЛ. Срок отбывала в мариинских лагерях на общих работах.
Реабилитирована в марте 1954. Вернулась на прежнюю работу в ТПИ.
[Архив ТПУ. Личное дело В.Д. Томашпольской // Оп.71А.Д. 797;
Профессора Томского университета. Биографический словарь.Т-4.Ч.2. С.329.]