Шесть разноуровневых карточек помогут вам организовать самостоятельную работу на уроке или дать ученикам дополнительное задание по теме "Правописание союзов".
Карточка 1
Перепишите, раскрывая скобки.
1. Мне грустно (от) того, что весело тебе.
2. С кем поведёшься, (от) того и наберёшься.
3. Просыпаюсь и брожу возле моря, буд (то) ожидая чего-то особенного.
4. Мы были с тобою в таинственной мгле, как (будто) бы шли по ничейной земле.
5. (И) так, она звалась Татьяной.
6. (И) так по оврагам поют соловьи, что просто душа замирает.
7. Корень учения горек, (за) то плод сладок.
8. Берись (за) то, к чему ты сроден…
Карточка 2
Перепишите, раскрывая скобки.
1. Дорого, (за) то мило.
2. (За) то какая глушь и какой закоулок!
3. То (ли) шелест колоса, трепет ветерка, то (ли) гладит волосы теплая рука.
4. Чтение как-то то (же) не шло на ум.
5. Отец был так (же) печален, ему так (же), как и мне, жалко было покинуть Багрово.
6. Я открываю глаза и вижу те же кусты, то (же) небо, только при дневном освещении.
7. После дождя было слишком мокро, что (бы) идти гулять; (при) том же и грозовые тучи не сходили с горизонта.
8. Вам не случалось быть (при) том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьём, солдат земли иной?
9. Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит (от) того, какого рода содержимым вы наполняете его.
Карточка 3
Спишите, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные буквы.
Есть люди, которые засыпают только в определё(н/нн)ом пол…жении. Например, Чарльз Диккенс, английский писатель, в любой гости(н/нн)ице ставил кровать так, что(бы) голова была обр…щена к северу, а тело ра…пол…галось (в)доль м…гнитных силовых линий Земли. Что(бы) это значило? Не хотите так(же) провести эксп…р…мент и попроб…вать то(же) спать в анал…гичном положении? Тогда постарайтесь так(же) ра…пол…жить своё ложе, (при)чём постарайтесь просл…дить за своими ощущениями, а (за)тем оп…шите их. (Из сборника «Познай себя»)
Карточка 4
Продолжите предложения, чтобы в каждой паре в одном случае у вас был союз, а в другом — сочетание слов.
1. Она не любила меня, за(то) ... . Она не любила меня за(то)… .
2. Я хочу, что(бы) … . Что(бы) вам пожелать ... .
3. Вы знаете, при(чём) ... . Вы знаете, при(чём) … .
4. Здесь всё то(же) ... . Здесь всё то(же) … .
5. Там уютно, при(том) … .Там уютно, при(том) … .
Карточка 5
Спишите предложения, раскрывая скобки. Союзы обведите овалом.
1. Сюртук так(же) считался верхней одеждой, как и пиджак.
2. Я неприхотлив, и одна комната для меня то(же) хороша.
3. Что(бы) для вас приятное сделать?
4. Я помылся с дороги, за(тем) мне было велено переодеться.
5. Наша усадьба за(тем) леском, она то(же) небольшая.
6. Ничего не изменилось: лесок тот(же), озерцо то(же), да и усадебка та(же): по-прежнему мила, тиха, уютна и так(же) гостеприимна, как и прежде.
7. Зовут к столу, мне так(же) нужно поторопиться: матушка не любит опозданий и сердится, хотя я нынче ни(при)чём, так как только что приехал.
Карточка 6
Спишите, раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.
1. Для тебя (десяти) рублёвый сюртук так (же) хорош, как и (сто) рублёвый, одна комната для тебя то (же), что для другого (не) сколько эт…жей.
2. Начал он заводить между ними какие (то) внешние порядки, требовал, что(бы) молодой народ пр…бывал в какой(то) безмолвной тишине, что(бы) ни в коем случ…е иначе все не ходили, как попарно.
3. Всё это он говорил единственно (за) тем, что (бы) зат…ребить ч…столюбье и подействовать на вообр…женье молодого человека.
4. В передней не было ни души: он вош…л в залу, (по) том в гостиную... Тут то (же) н…кого не было.
5. Из гимназии Никитин шёл на час…ные уроки, и когда (на) конец в шестом часу возвр…щался домой, то чу…ствовал и радость, и тр…вогу, (как) будто не был дома целый год.
6. (Во) первых, снять эту портьеру с окна, и с жизни то (же), и смотреть на всё открытыми глазами...
7. А муж её б…ётся тут же, в бороздах на пашне, или тян…тся с обозом в тр…скучий мороз, что (бы) добыть хлеба, буквально хлеба — ут…лить голод с сем…ёй...
8. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, что (бы) взять её из клетки, лев ощ…тинился и зарычал.
Файл с заданиями и ответами для распечатки можно скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.