Несколько лет назад я увидел потрясающую фотографию – статуя Будды на вершины заснеженной горы, вся в снегу, как и окрестности! Я, честно, подумал, что это снято в Якутии, так я представлял себе там зиму. Потому что одна весна там чего стоит, я как раз вернулся оттуда неделю назад и снимал там в минус 30 :) Но об этом расскажу вам позже, а пока речь пойдет о грустной истории горы Качканар.
Новые истории про путешествия по России читайте в моем телеграм-канале!
Какого же было мое удивление, когда я узнал, что эта гора Качканар, что находится на Урале. А еще большее удивление у меня возникло, когда я понял, что это недалеко от Нижнего Тагила, куда я как раз держал путь! В этот момент я понял, что мне обязательно нужно ее посетить, раз появился такой шанс.
Путь от Нижнего Тагила не сильно далекий, всего 2-3 часа езды на машине. Но еще до приезда, я уже стал сталкиваться с препятствиями, которые заставили меня больше погрузиться в историю места. А именно – для посещения нужно было оформить пропуск, притом пропуск не у общины, а у местного ГОКа, который поставил шлагбаум на пешей тропе. Мне это показалось странным, но пропуска оформил заранее. Поэтому спокойно пошел вверх по тропе к монастырю.
Пока мы шли наверх, вокруг нас были ели, которые укрывали от ветра, поэтому путь проходил спокойно. Но чем ближе к вершине – тем меньше становилось деревьев вокруг. В один момент они кончились полностью и вокруг задул такой ветер! Он еще поднимал снег, так что вокруг была небольшая пурга. Не имея возможности рассмотреть окрестности, мы двигались по тропе вверх. И, вдруг, из белой завесы показались здания монастыря! Они смотрелись здесь удивительно. Не из-за пейзажа, он как раз смотрелся очень по-уральски. Странно смотрелись буддисткие ступы, ворота и другие здания. Это привычная архитектура для Азии, Монголии или даже Бурятии, но точно не для Уральской горы.
Сюда мы пришли не только пофотографировать, но и поснимать видео, его можно посмотреть вот здесь:
Но самым удивительным для меня, конечно, была сама статуя Будды. Его лицо, занесенное снегом, сохраняло все равно человеческий лик и это смотрелось так необычно! Хотя снимать это все было очень тяжело в пургу, без нее эти кадр не получился бы таким атмосферным.
Поснимав все что могли на улице, мы пошли в монастырь, где местные отпоили нас чаем и рассказали про судьбу монастыря. Многие из них были в плохом расположении духа, но на это были причины – в этот самый момент их общину выселяли с горы по требованию местного ГОКа, который имел документы на эту землю. После бесед выяснилось, как эта грустная ситуация вообще произошла.
Михаил Санников, основатель общины, начал строить это место самостоятельно в 1995 году. По его словам, место для строительства, ему указал его учитель – Дарма-Доди Жалсараев – бурятский лама. Место росло и развивалось, появлялись все новые ученики, строительство шло быстрее. За 20 лет Шедруб Линг превратился в достопримечательность, притягивающую сначала паломников, а потом и туристов. Казалось, впереди только путь развития места. Но на земли изъявлял права Качканарский горно-обогатительный комбинат, а также местный Департамент лестного хозяйства. Община пыталась зарегистрировать постройки, но не имела изначальных документов, подтверждающих право на землю. Так этот процесс медленно шел. В 2016 года на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области появилась информация «о предстоящем сносе „буддистского монастыря“ на горе Качканар». В один момент вообще пошла информация, что «Буддийская традиционная сангха России» не подтверждает обучение Санникова при Иволгинском дацане и, вообще, это секта. Правда это или лишь пиар-компания – не совсем понятно. Стороны пытались договориться, им предлагали переехать на другую гору и помочь с переездом, но община заявила, что не может передвинуть ступы и другие сакральные постройки, так что договариваться в тот раз не получилось.
Далее, было множество итераций и событий, о которых, конечно, не мне рассказывать, так как я лишь косвенный свидетель всей истории, а не участник. Но результат на сегодня такой:
- Общину выселили, они переехали в поселок Косья. Они сохранили за собой доступ к святыням, но должны согласовывать график посещения с ГОКом.
- На переезд община получила 26 млн рублей от благотворительного фонда.
- Туристы также могут посетить место, но только в выходные, когда на ГОКе поблизости нет никаких работ. Это можно сделать только также по заявке.
А отвечая на вопрос “Кто прав?”, скажу свое субъективное мнение, что я не понимаю. Общину, по-человечески, жалко. С другой стороны, закон есть закон и если изначально не было законных оснований для строительства – тут уже ничего не поделаешь. У нас принято демонизировать окологосударственные предприятия, но, в моем понимании, здесь у предприятия и общины получилось найти некий компромисс. По крайней мере, так выглядит со стороны.
А вы что думаете? На чьей стороне правда?
Больше рассказов про мои путешествия по России вы можете найти в моем телеграм канале, переходите и подписывайтесь, тем самым вы очень меня поддержите!