30 лет назад на виниловом носителе вышел четвертый альбом московской heavy metal группы Ария "Игра с огнем".
В данном обзоре приводится описание предыстории и истории его записи, и определяются его ценность, место в дискографии группы и художественные особенности.
После записи осенью 1987 своего пикового альбома "Герой асфальта", Ария в своем 3-м составе (Владимир Холстинин/Валерий Кипелов/Виталий Дубинин/Сергей Маврин/Максим Удалов), под руководством своего директора Виктора Векштейна успешно гастролировала по Советскому Союзу, неизменно собирая заполненные залы и стадионы, и исполняя прекрасный материал со своих трех, на тот момент, альбомов.
Вообще, можно сказать, что 1987-1988 является периодом наивысшего успеха русскоязычного рока.
Что касается тяжелых групп, то пик успеха таких исполнителей, как Ария, Мастер, Круиз, Черный обелиск, Коррозия металла, Черный кофе, Легион и других, пришелся именно на этот период.
Перестройка, рупором которой являлась газета "Московский комсомолец", щедро предоставляла перечисленным группам свои полосы.
Несмотря на успех, к концу 1988 между группой и Виктором Векштейном наметились проблемы.
Для начала стоит напомнить, что в конце 1986 у Арии с В. Векштейном уже был конфликт, который привел к распаду 2-го состава и уходу из группы большинства музыкантов, которые образовали группу Мастер.
В большинстве источников сообщается, что на этот раз разногласия носили финансовый характер: Виктор Яковлевич присваивал львиную долю концертных доходов, а самим участникам группы, уже состоявшимся музыкантам и семейным людям, перепадали крохи. На эти претензии Векштейн отвечал, что, благодаря своему положению и связям, он обеспечивает музыкантов официальными рабочими местами, студийными возможностями записываться, концертным оборудованием и гастрольным графиком.
Так или иначе, в конце 1988 Ария покинула Вештейна и пустилась в свободное плавание по еще неизведанному морю нарождающегося шоу-бизнеса, где новоиспеченные кооперативы занимались организацией гастрольной деятельности.
Расставание не было одномоментным. Сначала желание покинуть импресарио приняли для себя Владимир Холстинин и Виталий Дубинин, а Сергей Маврин и Валерий Кипелов, заинтересованные в надежном трудоустройстве, были готовы продолжать работать с ним. Векштейн даже подстарховался договоренностью с ними о том, что если тандем Холстинин/Дубинин покинет его, певец и гитарист с ним останутся.
Тогда основные композиторы Арии пошли на необычный шаг: они показали сомневающимся музыкантам демо из 6 новых песен и поставили их перед выбором: или они вместе уходят от Векштейна и начинают работу над новым альбомом, или они уносят новые песни с собой (при втором варианте им наверняка не удалось бы сохранить за собой оригинальное название группы).
Параллельно Владимир Холстинин провел переговоры с вокалистом Алексеем Булгаковым (Легион), но тот предпочел остаться в своей команде (Булгаков присоединится к группе со второй попытки, в конце 1994).
Неконфликтный по своей природе Кипелов попросил на раздумья месяц. Его попросили дать ответ через 3 дня, по истечении которых от согласился уйти от Векштейна.
Виктор Яковлевич, потративший много времени и сил на создание своего проекта, не желал просто так отпускать музыкантов. Он использовал свой последний козырь, и оставил название группы себе (согласно действовавшим тогда правилам Москонцерта, он имел на это право). Не очень ясно, как он собирался использовать это название, но факт в том, что новую группу он на месте покинувшей его Арии не создал.
В некоторых источниках встречается информация, что при разрыве Векштейн разрешил музыкантам называться "Ария-89", и что даже такое название встречалось на афишах, но никаких достоверных подтверждений этой информации нет.
Перед уходом от своего первого директора, группа потеряла и одного из участников - ударника Максима Удалова. Замена ему была найдена в лице ударника из города Александрова, и большого поклонника группы Александра Манякина.
Реформировавшись в 4-м составе, группа была готова к работе над новым альбомом. Он был записан в студии Московского дворца молодежи в марте 1989. По воспоминаниям музыкантов, запись происходила легко и непринужденно, и альбом получился звучащим достаточно цельно, несмотря на некоторую разносторонность текстов.
Ощущение стабильности укреплялось неизменным авторством: музыки Владимира Холстинина и Виталия Дубинина, и текстов Маргариты Пушкиной. Это второй из пяти подряд альбомов, для которых лирику создавала исключительно Пушкина.
Также, это единственный альбом Арии, где вся музыка принадлежит двум композиторам, а вся лирика - одной поэтессе.
По существующему тогда порядку вещей, альбом "Игра с огнем" был издан на виниле монополистов в сфере звукоиндустрии, фирмой "Мелодия", через год. Тираж составил 835 тысяч экземпляров.
На альбоме представлено 7 треков.
1. Что вы сделали с вашей мечтой?
Характерное для большинства альбомов Арии интро быстро перерастает в гитарный шквал. Этот бодрый и одновременно тревожный открывающий трек сразу обращает нас к актуальной на тот момент теме крушения коммунистических идеалов общества и места человека в новом социальном пространстве:
"...Все изменилось в прозревших глазах
Кто был крысой - стал тигром и львом
Ты не предатель, ты жил в дураках
И таких миллионы кругом..."
2. Раскачаем этот мир
Вторая, гимновая вещь альбома сразу полюбилась поклонникам группы и практически сразу и навсегда заняла место в концертных сет-листах.
Поднимаемая в ней тема противостояния агрессивным бандам уличных гопников кажется только средством обозначить более общую тему победы над внутренним страхом.
Маргарита Пушкина говорила, что в строчке "здесь для слабых места нет" имеется в виду, что наше время требует сильных духом.
3. Раб страха
Третья композиция пластинки продолжает тему социального напряжения, хотя, как мне кажется, также поднимает тему страха в более широком плане.
В самом деле, времена меняются, но люди остаются рабами своих страхов, у них только меняются названия:
"...Страшно падать и страшно летать
Страшно жить, а потом умирать
Ты - раб страха!..."
Строчки текста:
"...В центре мира чугунный глупец
На спине его красный рубец
Ты - раб страха!.."
кажутся сомнительными, словно это какая-то ассоциация.
Я встречал версию, что в них имеется в виду памятник Ленину на Октябрьской площади, где знамя начинается прямо из спин скульптурной группы, но подтверждений ей нет.
Тема страха и победы над ним уже тогда не была новой для Арии - вспомним великолепную песню "Встань, страх преодолей".
Таким образом, открывающий альбом блок из трех песен затрагивает тему социального и внутреннего напряжения.
4. Искушение
Четвертая, любовно-романтическая, композиция меняет настрой от первого блока композиций, и, по традиции ("Мечты", "Без тебя"), располагается в середине альбома, но куда больше она подхватывает настроение и смысл песни "Улица роз".
Я слышал версию, что идея песни появилась после того, как в основателя группы Владимира Холстинина влюбилась одна из фанаток, и он принес Пушкиной строчку-ассоциацию: "ты пахнешь космическим медом". Подтверждений этой версии нет - вполне возможно, что это одна из легенд, которых всегда много вокруг групп такого масштаба.
5. Игра с огнем
Титульная песня альбома сразу стала одной из самых популярных песен Арии. По сути, это первый эпик группы - за ней последовали "Кровь за кровь", "Ночь короче дня", "Крещение огнем", "Кровь королей"...
В её вступлении использован фрагмент «Каприса № 24» Никколо Паганини, а текст мистико-романтически обыгрывает миф, что Паганини продал душу дьяволу за виртуозную игру. Практически, это только второе обращение Арии к мистической теме (после песни "На службе силы зла"), которая благодаря лирике Пушкиной вскоре станет одной из основных в творчестве группы и достигнет пика на следующем альбоме "Кровь за кровь" (1991).
Мысль сочинить песню с риффом из данного Каприса в основе Владимир Холстинин вынашивал давно. Коллеги помогли сделать эту идею более оригинальной, посоветовав ему использовать рифф не в минорной, а в мажорной тональности.
На отметке 02:48 можно услышать просто потрясающий вокальный пассаж Валерия Кипелова, где звук "о" растягивается на 17 секунд.
Вот что рассказывает об этой студийной изюминке Виталий Дубинин: "Дело в том, что при записи этот момент был склеен из двух дорожек, на первой он начинал, на второй продолжал с половины. Чтобы не было слышно склейки, в том месте мы добавляли реверберацию и задержку одновременно — это позволило скрыть шероховатости. Хотя, если прислушаться, то всё равно заметно, как к середине голос начинает затухать, а потом вдруг опять становится мощнее, да ещё в конце делает некий пассаж.
На концертах такой продолжительности звучания на одном дыхании достичь никогда и не удавалось, хотя Валерий тянул максимально долго! Так что, извините, но на записи мы нахимичили…"
Также, песня имеет продолжительность 9 минут и 3 секунды, и до выхода песни "Проклятье морей" являлась рекордсменом по длительности среди композиций Арии.
6. Бой продолжается
Песня написана под впечатлением замечательного фильма "Рэмбо. Первая кровь".
Возможно, на фоне вывода советских войск из Афганистана песня также слушалась актуально, поскольку повествует о поствоенном синдроме, а вьетнамский и афганский синдромы, конечно же, имеют много общего.
7. Дай жару!
Еще одна гимновая песня, к тому же, завершающая своей мажорной тональностью альбом и, вероятно, делающая оптимистичный посыл слушателям:
"Где мужчины в металле?
Где характер орла и поступь тигра?
Измельчала порода, пляшут враги...
Мы из праха восстанем
Мы не станем играть в чужие игры
Быть уродами моды нам не с руки..."
Для меня эта песня носит также характер пророчества и для самой Арии. Много, много раз Ария избегала превратностей судьбы и в критические моменты своей истории не только выходила из них победительницей, но и становилась сильнее!
В 2011 ее таки постигла катастрофа - но до этого было еще больше двух десятков лет...
Оценивая художественную ценность альбомов Арии "первой эпохи" (1985 - 1991) - от "Мании величия" (1985) до "Кровь за кровь" (1991) , мое мнение простое: начав сразу с высокого уровня, обусловленного технической подготовкой музыкантов и опытом игры в других ансамблях, каждый последующий альбом был ступенькой вверх.
Таким образом, по моей оценке "Игра с огнем" превосходит "Герой асфальта", но уступает "Кровь за кровь".
"Игра с огнем" уже сильнее "Героя асфальта" хотя бы благодаря титульному треку (который был моей самой любимой песней Арии до появления "Колизея").
Далее, разнообразия аранжировкам добавляет синтезаторное звучание. Очевидно, что применение синтезаторных гитар на тот момент было велением времени (вспомним звучание хотя бы "The House of Blue Light" (1987) Deep Purple или "Somewhere in Time" (1986) Iron Maiden), и до сих пор смотрится органично в общей музыкальной ткани альбома. Без них альбом звучал бы несколько монотонно.
И наконец, заметен прогресс Валерия Кипелова как вокалиста - его голос становится все более зрелым, уверенным и глубоким.
Оформление альбома продолжает основную линию, начатую обложкой "С кем ты?" - это некий темный персонаж на тревожном фоне.
Владимир Холститнин: "Всё очень просто: я придумал сюжет, согласно которому существует некая тёмная сила, которая постоянно играет с огнём. Я поделился своей задумкой и образом с художником М. Мушковым, а он нарисовал обложку, вот и всё – больше ничего не переделывали. Так и отнесли на «Мелодию».
Если говорить о деталях, то там изображены локальные конфликты и земные катаклизмы, которые возгораются от искры, посылаемой этой самой тёмной силой. Некоторые фрагменты относятся к песням. Например, там, где изображён горящий вертолёт, – это отсылка к песне «Бой продолжается». Больше вариантов и замыслов я не помню. Всю музыку написали мы с Дубининым. Больше никто из музыкантов и не участвовал ни в написании песен, ни в оформлении альбома. Удалов ушёл из группы, а Кипелов и Маврин занимались своими делами.
В то время в Москве было много студий, и с записью у нас не возникло проблем! Было достаточно времени, и не приходилось работать в экстремальном режиме – никаких ночных сессий. Тогда мы были вполне удовлетворены окончательным результатом. Фотографию с огнём на обратной стороне придумал и реализовал Жора Молитвин. Снимок сделан в одном из московских двориков, в центре Москвы. Помню, что верёвка горела всего несколько секунд, и удалось сделать буквально два-три кадра."
В 1990-х, в рамках переиздания каталога Арии компанией Moroz Records на CD, "Игра с огнем" была переиздана.
На развороте обложки нет никаких кредитов альбома, и впервые появляется текст, который предназначался еще для первого издания, но в свое время не прошел худсовет "Мелодии":
«…Мы никогда не могли понять, каким образом люди, которые готовы поверить в величайшую несправедливость — существование Бога, восстают против самой идеи существования Дьявола.
А тем временем Он, Великий Поджигатель, собирает солому людских страстей и грехов и разжигает пожар, пожирающий с таким трудом созданный мир.
Он мстит за неверие, опаляя души, выжигая сердца, натравливая друг на друга обезумевших от взбесившегося огня. Он мстит и восстанавливает требуемый, с момента создания всего живого, закон равновесия сил Добра и Зла, святого и дьявольского…»
В 2013 году было выпущено переиздание альбома на виниловом носителе. Оформление при этом было немного изменено.
Говоря о гастрольной деятельности Арии в период между альбомами "Игра с огнем" и "Кровь за кровь", следует отметить, что в целом в то время наметился спад концертной активности, причем для представителей всех жанров. Экономическая ситуация ухудшилась, гастрольное оборудование стало дорого как арендовать, так и перевозить.
Вдобавок ко всему, объективно во всем мире произошел спад интереса к hard-n-heavy как музыкальному жанру. Круиз тихо и незаметно закончил деятельность в 1990. Черный кофе после выхода альбома "Вольному - воля" недолго гастролировал с новой программой, а потом, проведя турне по Швеции, перебрался в США (американские гастроли Дмитрия Варшавского растянулись на 8 лет). Мастер попытался искать удачи с англоязычной программой, так особенно никому и не пригодившейся.
В условиях спада концертной деятельности, а значит и доходов, в 1990 году Виталий Дубинин и Сергей Маврин подписывают контракт с группой Lion Heart, и в качестве сессионных музыкантов на время уезжают в Мюнхен (Германия).
На время в состав группы были введены сессионные музыканты: гитарист Дмитрий Горбатиков и басист Алексей Булкин. Поэтому, в середине 1990 выступал первый апокрифичный (неномерной) состав Арии (другие апокрифичные составы существовали: в конце 1994 - начале 1995 с вокалистом Алексеем Булгаковым, а также в июне 2002, когда для единичного выступления Ария пригласила вокалиста Андрея Храмова).
В августе 1990 Дубинин и Маврин вернулись в Арию, и 4-й состав 2-го созыва возобновил работу, через год записав свой новый шедевр.
Уже упоминалось, что песни с "Игры с огнем" уверенно нашли свое место в концертных сетах группы.
На альбоме "Сделано в России" (1997), вполне претендующем на звание лучшего русскоязычного тяжелого концертного альбома, можно убедиться, каким большим концертным потенциалом обладают эти песни.
Пожалуй, из всех песен альбома реже всего исполнялась "Раб страха".
Ее живую версию можно услышать на концертном альбоме "В поисках новой жертвы..." (2003).
На концертном альбоме "Живой огонь" (2004) песня "Бой продолжается" представлена в довольно жесткой версии.
На юбилейном концерте "Герой асфальта: 20 лет" 3 апреля 2008 в Лужниках, песня «Игра с огнём» была исполнена дуэтом Валерия Кипелова (партия Никколо Паганини) и действующего вокалиста Арии Артура Беркута (партия Дьявола).
Мне показалось это гениальной сценической находкой.
После окончания тура, посвященного 20-летию "Героя асфальта", Ария отправилась в тур "Дай жару!" (октябрь 2008 - май 2009), в котором включила в сет редко исполняемые песни.
Только во время концерта я с удивлением обнаружил, что странный смешок в начале песни "Дай жару!" принадлежит Владимиру Холстинину, а не Виталию Дубинину, как я предполагал до этого.
Еще одна песня с альбома - "Бой продолжается" - дала название следующему короткому туру Арии, который продлился с осени 2009 и до начала юбилейного тура, посвященного 25-летию группы.
Исполнение песни "Игра с огнем" на этом концерте я считаю лучшим, которое я когда либо слышал, а три концерта Арии - презентация альбома "Армагеддон" (ноябрь 2006), открывающие московские концерты туров "Дай жару!" (октябрь 2008) и "Бой продолжается" (октябрь 2009) - тремя лучшими виденными мной концертами группы.
В туре, посвященном 25-летию группы в 2010, Валерий Кипелов и Артур Беркут исполняли дуэтом песню «Бой продолжается».
Можно по-разному относится к вокалу Михаила Житнякова, но у меня версия "Игры с огнем", перезаписанная с ним для альбома "Live in Studio" (2012), не вызывает ничего, кроме недоумения.
Проходят годы и десятилетия, но, как бы сложна и спорна не была история Арии, ее "огненный альбом" всегда будет высоко ценится большинством поклонников этой группы.