Написала и задумалась. Ну, во-первых, как-то очень двусмысленно звучит. Какой Екатерины -то? Императрицы или Екатерины Строгановой? Ну, а во-вторых, интересно, почему я о нём пишу в последнюю очередь? Наверное надо было созреть, прочитать кучу противоречивой информации, посмотреть опусы, посвящённые Ивану Николаевичу, которые просто-таки сочатся ядом и злобой... Глядя на его портрет пыталась понять: что в нём ТАК не устраивало и не устраивает людей, что даже по прошествии 200 лет о нём скорее скажут плохо, чем хотя бы нейтрально?
Ну, что ж... Попробую и я сочинить свою историю об этом, видимо незаурядном, человеке. Скорее всего мы никогда бы о нём и не узнали - мало ли было офицеров в русской императорской армии - если бы не Григорий Потёмкин.
Восьмой фаворит императрицы Екатерины II родился в 1754 году в Смоленске, в семье Николая Семёновича Римского-Корсакова. Эта ветвь дворянского рода была захудалой и достаточно бедной. Но род был знатным и очень интересно вошедшим в русскую историю. Когда-то в 1390 году, ещё при Дмитрии Донском, из Великого княжества Литовского прибыла Великая княгиня София, дочь Витовта, ставшая женой сына Дмитрия Ивановича Василия. В свите её сопровождающей были и два брата Венцеслав и Милослав Корсак. Первым Корсаковым, совершенно по русской традиции, в документах был назван сын Венцеслава Фёдор. В 1677 году мужчины рода Корсаковых, состоявшие на службе у царя Фёдора Алексеевича подали прошение о наименовании их рода Римскими, дабы не путать с не родовитыми Корсаковыми недавно приехавшими из Польши. Прошение было удовлетворено. А в списке российских дворянских родов появились Римские-Корсаковы... Так что вряд ли нужно говорить о худородности фаворита матушки Екатерины.
Теперь о бедности семьи.
В отличии от Аракчеевых, например, жена главы семейства корову не доила. И жили они не в избе в собственной деревне, а в городском доме. Они не блистали при дворе. Но к этому Николай Семёнович Римской-Корсаков никогда и не стремился, будучи точно уверен, что надо жить по поговорке "Всяк сверчок знай свой шесток".
Биографы один за другим переписывают фразу о том, что Иван Николаевич получил домашнее образование. Что ж, пришлось и здесь "произвести раскопки". Неизменным набором предметом для изучения и на домашнем обучении дворянина-мужчины на протяжении всего 18 столетия были танцы, рисование, история, военное дело, математика, литература, география ( вспомните знаменитого Митрофанушку), российская грамота и иностранные языки ( в разное время наборчик изучаемых языков был различен. У Ивана Римского-Корсакова он был сравнительно небольшим - польский и французский). Я вполне понимаю, что преподавание этих предметов дома могло быть очень неудовлетворительным, но даже только перечисление всего, что НАДО было изучать будущему офицеру поражает. Кстати - и это отмечают все начиная с Екатерины и заканчивая недругами Ивана Николаевича - он очень хорошо играл на скрипке. (И сразу вопрос глупой женщины: Если семья так уж бедна, откуда у неё деньги на покупку инструмента и найм преподавателя???)
Ну а далее цифры. Математика в истории сегодня очень часто и в школьных экзаменах встречается.
Родился Иван Николаевич Римский -Корсаков в 1754 году. Первая военная кампания, участие в которой он принимает - Польская кампания 1768—1772 г. Это во сколько же лет он уже в армии воевал? Изучающие его биографию настаивают на первой цифре. Я бы всё-таки, предпочла бы что-нибудь более близкое к концу, потому что недоросль Римский-Корсаков был сначала определён сержантом в лейб-гвардии Конный полк ( очень дорогой полк по тому обмундированию, которое нужно было купить для прохождения службы - это я опять про бедность семьи. Кроме того ещё и лошадка нужна была не абы какая, а конкретной масти и стати), затем переведен в Кирасирский полк, который и участвовал в войне с Речью Посполитой.
Когда ему было 19 лет отроду, Ивана Николаевича Римского-Корсакова переводят на службу в столицу, в том же Кирасирском полку. Юноша обладал крепким здоровьем, силой, что помогло прекрасно устроиться в армии. Продвижение по службе шло очень успешно: начиная со звания лейтенанта лейб-гвардии, Иван быстро дошёл до капитана. Особых талантов не проявлял, служил честно, как советовал когда-то отец. Вот тут-то и случился с ним тот "случай" - знакомство с всесильным Григорием Потёмкиным.
В декабре 1777 года императрице шел сорок восьмой год, и по меркам того времени она была уже немолодой женщиной. Занимаясь после охлаждения интимных отношений войной и государственными делами, основывая города на Черном море и Днепре, светлейший князь Таврический постоянно подбирал для царицы кандидатуры фаворитов. Рекомендованный им Семен Зорич, не оправдавший доверия “мот и игрок”, сменил Петра Завадовского, менее чем через год. Теперь снова должность флигель-адъютанта императрицы была свободна. Екатерина Алексеевна скучала.
Она путешествовала по России, основывала новые города, наслаждалась балами. Потёмкин тем временем подобрал троих кандидатов. Двадцатичетырехлетний кирасирский капитан Иван Николаевич Римский-Корсаков оказался первым в конкурсе претендентов на должность фаворита, победив двух офицеров – немца Бергмана и побочного сына графа Воронцова. Чем он пленил императрицу, которая едва с ним переговорила? Своей красотой. Она потом будет писать одному из своих знакомцев, упрекающих её за подобный выбор :
"Прихоть? Прихоть? Знаете ли вы, что эти слова вовсе не подходят, когда речь идет о ( нём)... Не прихоть, милостивый государь, а восхищение, восторг перед несравненным творением природы!(…) Он сияет, как солнце, и разливает свой блеск вокруг себя. В нём нет ничего изнеженного; он мужественен и именно таков, каким бы вы хотели, чтобы он был... Всё в нем гармонично; нет ничего, что бы выделялось; такое впечатление производят дары природы, особенные в своей красоте; искусство тут ни при чём; о манерности говорить не приходится"
Потёмкин выбирал кандидатов на роль нового фаворита неслучайно. Он старался остановить выбор на надёжных и проверенных людях, которые должны были обладать талантами, быть способными развлечь императрицу, скучающую от одиночества. Все эти умения у Ивана Николаевича были в избытке. Порой в беседах императрица сравнивала молодого любимца с соловьём, который мог очаровать своим пением и музыкальностью.
Самому же Римскому-Корсакову Екатерина не раз говорила о своей любви, молила беречь себя во время службы. Я думаю, эти слова были вполне искренними - императрица была влюбчивой и страстной натурой. Заворожённая пением и игрой Римского-Корсакова, императрица не скупилась на подарки. Ну а он поражал её разговорами и тем, что очень многое знал... В знак особого расположения, государыня заказала для фаворита копию со своего портрета работы Эриксона. Потом даже Станислав Понятовский – польский король - пожаловал Ивану Николаевичу орден Белого Орла.
Именно эта восторженная влюблённость императрицы, как сегодня говорят, "напрягла" Потёмкина. Сначала он стал говорить о молодом офицере, которого сам же привёл, как о совершенно никчемном человеке, который и образования-то не имеет. Потом пошёл слух, что он просто дремуч и к тому же легкомыслен. Ну и оставалось только дождаться момента, когда генерал-адъютант Римский-Корсаков сделает какую-либо непростительную ошибку. И он её сделал! Он решился на невиданную дерзость - Иван Николаевич стал интриговать против самого Потёмкина, за что и был отстранён князем от двора. Причину придумали - типа его матушка Екатерина застукала со своей фрейлиной Прасковьей Брюс.
Это сейчас мы ахаем, узнавая, что была такая история. На самом деле современники в неё не поверили. Дело в том, что графиня Прасковья должна была первой "опробовать" кандидатов в фавориты императрицы. И только после вынесенного ею решения, их уже представляли Екатерине. Так что застали эту парочку с чем? за каким таким действием, на которое императрица так рассердилась, что выслала графиню Брюс, а фаворита просто отослала от себя, а потом и простила? Потёмкин же интриг против себя не прощал. Даже таким красивым женщинам как Прасковья Брюс...
Однако обиженный мужчина - это сила неуправляемая. На одном из балов он знакомится с графиней Екатериной Петровной Строгановой, которая вместе с мужем и детьми только вернулась из Франции. Видимо, хотел немного позлить императрицу. Но судьба была против. Графиня Строганова была впечатлена изяществом манер генерал-адъютанта Римского-Корсакова... А он - влюбился! Императрица была в ярости.
Влюблённые практически не скрывали своих чувств. Весь Петербург только и говорил об интриге и ждал, чем закончится это дело. Екатерина II принимает сложное для себя решение: высылает своего фаворита из столицы. Пока в Москву. Графиня Екатерина Петровна Строганова оставляет детей мужу и уезжает вслед за Иваном Николаевичем Римским-Корсаковым, которого уже лишили многих из прежних его наград...
Я уже писала, что совершенно не восторгаюсь решением графа Александра Николаевича Строганова: он не даёт развода жене, не разрешает ей встречаться с детьми, но полностью содержит бывшую жену и дарит ей московскую городскую усадьбу с большим каменным домом и только что купленную Подмосковную усадьбу Братцево. Если это было оправдано в начале , то после рождения детей у Екатерины Строгановой и Ивана Римского-Корсакова - это стало напоминать этакую изощрённую месть. Судите сами: дети от этого сожительства были внебрачными, поэтому не могли носить фамилию ни одного из родителей. Значит в дальнейшем под очень большим вопросом будет получение ими образования ( особенно сыновьями), и ещё под бОльшим вопросом будут будущие их браки. Фактически эта дворянская ветвь Римских-Корсаковых перестаёт существовать, а Иван Николаевич стал её последним представителем. Вот так. А то все в восхищении... Теперь хочется похвалить графа Строганова за его лояльность к бывшей супруге и её гражданскому мужу? Мне лично нет. Кстати, не желая выпускать бывшую жену из виду, граф Александр Николаевич ещё не раз будет вступаться за Ивана Римского-Корсакова. Например, когда его чуть совсем не сошлёт в саратовское имение пришедший к власти Павел I. Или когда Иван будет пытаться продать одно из своих имений, чтобы начать лечить тяжело заболевшую Екатерину Петровну ( у неё, видимо, случился инсульт и потом отнялись ноги).
Иван Николаевич с Екатериной Петровной станут родителями четверых детей. Она несмотря на болезнь будет активна и их дом будет всегда полон гостей ( об этом я так же уже писала). А он будет трепетно о ней заботится. Супруги очень любили устраивать праздники в загородном своём имении Братцево, где проводили бОльшую часть года.
Надо полагать, что ни Римский-Корсаков, ни Строганова не сожалели о содеянном, тем более что императрица Екатерина оставила бывшему фавориту и дом на Дворцовой набережной в Петербурге, и множество драгоценностей, оцененных в четыреста тысяч рублей. Кстати младшая дочь супругов родилась уже в Петербурге, что говорит о том, что они уже были свободны в выборе своего пребывания, но - предпочли Москву северной столице.
Вошедший на престол Павел I милостиво простит супругов и дарует их детям дворянское достоинство и фамилию угасшего некогда рода Ладомирских.
Графиня Екатерина Петровна Строганова умрёт в 1815 году, почти отстроив любимое Братцево после войны с французами... Потерявший смысл жизни Иван Николаевич уедет в своё Могилёвское имение и некоторое время проживёт там в одиночестве.
Вернувшись через некоторое время в Москву, Римский-Корсаков зажил открыто на широкую ногу. Дом на Тверском бульваре в роскошном саду с беседками, статуями, прудами “посещался всей Москвой”. Выпавшее на долю бывшего фаворита богатство (напоминаю про 400 тысяч от Екатерины II) позволяло ездить в карете, запряженной двумя парами лошадей, носить шитый золотом камзол, украшенный драгоценными камнями, задавать балы и обеды, принимать множество гостей. В загородном доме, как писали, “менее 80 человек никогда не бывало… Не только слуги хозяина, но и слуги его гостей пивали зачастую вдоволь шампанского”.
В доме хлебосольного Римского-Корсакова жили во время триумфальных гастролей в Москве итальянская певица Анджелика Каталлани и французская актриса Филис Андрие. Француженка, кстати, была одной из любовниц Александра I и её проживание в доме на Тверской не было случайным.
Пушкин, увлеченный историческими изысканиями, неоднократно бывал у Римского-Корсакова. Как писал Петр Вяземский: “Постояннейшие его посещения были у Корсаковых и у цыганок…”. Частый гость расспрашивал обо всем, что запомнил царедворец о времени Екатерины II, пребывая в положении, которому завидовали в столице. Корсаков любил пышность и в Москве был одним из последних вельмож века Екатерины, пудрился, носил шитый золотом и каменьями камзол и ездил в карете цугом.
Однако всё рано или поздно приедается...
Последние два года жизни Римский-Корсаков не выходил из дома, “сделался дик, запустил бороду, не снимал халата”, как вспоминал почтмейстер Александр Булгаков, один из немногих, кто навещал забытого всеми вельможу. „Очень жаль мне доброго старика",- писал Булгаков брату,- "он с роду зла никому не сделал, а много делал добра. Натура была у него каменная, но он был упрям и не слушался докторов. Любил я слушать его рассказы о временах его случая"...
Умер Иван Николаевич 28 (16) февраля 1831 года в Москве. Похоронил его любящий сын у старинной церкви Покрова в Братцеве, “на даче”. Надпись на камне гласила: “Здесь погребено тело генерал-майора действительного камергера и разных орденов кавалера Римского-Корсакова, скончавшегося в 1831 г. февраля 16 дня на 76-м году своей жизни. Благодетелю незабвенному”.
Тут на погосте храма, рядом с любимой подмосковной усадьбой, вновь соединились супруги Екатерина Петровна и Иван Николаевич.
Московская усадьба И.Н. Римского-Корсакова на Тверском бульваре , 26 не сохранилась.
В 1974 году вроде началась научная реставрация здания. Она затянулась. В 2000 году здание было снесено с сохранением фасада, в здании открыт ресторан. Ну и в конце-концов усадьба была почти полностью снесена под предлогом реконструкции в 2007 году.