Если вы пожелаете на себе испытать тот факт, что Москва стоит не на равнине, а на целых семи холмах, вам стоит приехать к подножию Вшивой (или все-таки Швивой?) горки со стороны Котельнической набережной и пройтись от неё вверх по склону вдоль 1-го Котельнического переулка к улице Гончарной. Возможно, тогда вы на несколько минут почувствуете себя альпинистом. Или, как минимум, Суворовым, переходящим через Альпы.
А по пути вы заодно сможете рассмотреть еще одну интереснейшую достопримечательность Старой Москвы…
…Храм Святителя Николая в Котельниках
Возможно, вы помните, недавно я писал о высотке на Котельнической набережной. Если зайти ей во двор, то в самой его глубине вы увидите голубоватый храм, выстроенный в ампирном стиле.
Можно его разглядеть и с противоположного берега Москвы-реки, все от тех же Кригскомиссариата и дома Электродного завода, к которым я совсем недавно обращался.
К слову сказать, это не просто храм, но и подворье православной церкви Чешских земель и Словакии. Да, оказывается, есть в Москве и такое (7 фото).
А в самом начале нашей истории здесь была скромная деревянная церковь Святой Троицы в Старых Кузнецах – местности за Яузой, где традиционно селились кузнецы, бронники и котельники (производители больших и малых кухонных котлов). Промыслы эти считались, да по сути и являлись огнеопасными, и где-то в конце пятнадцатого века занятых ими ремесленников начали от греха подальше переселять из Посада… куда подальше.
Первое упоминание той Троицкой церкви относится к 1547 году. В 1625 году она сгорела, и на ее месте построили новую, тоже деревянную, но называлась она уже церковью Николая Чудотворца в Котельниках.
В семнадцатом веке, ближе ко второй его половине, слободской уклад жизни на Руси понемногу начал ослабевать, а в восемнадцатом столетии окончательно сошел на нет. А земли, которые буквально только что занимали исключительно представители трудовых сословий, ремесленники и мастера-профессионалы, начали приходиться по вкусу всевозможным купцам и средней руки дворянам.
Вот и здесь, на бровке холма, поселились…
…Купцы и солепромышленники Строгановы
Известные еще со времен Ивана Грозного, пожаловавшего одному из Строгановых обширные земли на Урале, другому – в Казани, отличились они и поддержкой, оказанной Василию Шуйскому, за что сделались людьми именитыми. Поддержали они и Петра Первого в его начинаниях, и даже построили для русского флота несколько кораблей.
К слову сказать, «именитыми» в стародавние времена не просто называли известных, почтенных и заслуженных граждан. И не тех, как может показаться, кто владел собственным имением. Именитыми величали тех людей, кого за особые заслуги перед государством или лично перед царственной особой велено было в грамотах писать с «вичем», то есть по имени-отчеству, а не традиционно каким-нибудь «Иваном, Василия сыном». Да еще и судить их не был в праве ни один суд, кроме царского.
Торговали «именитые люди» Строгановы, конечно, не только солью. Имелось у них и железное производство, и пушное – соболиными уральскими мехами они торговали даже с заграницей, и жемчужный промысел. У них даже имелось собственное войско – немыслимое дело для большинства бояр. Этими войсками, кстати, помимо финансовой помощи, и была оказана поддержка царю Василию Шуйскому. Они же, Строгановы, снаряжали Ермака для его похода на Сибирское царство.
А при Григории Дмитриевиче Строганове и вовсе в народе сочинили поговорку: «Богаче Строганова не будешь», в наши дни превратившуюся в крылатую фразу «Всех денег не заработать».
И вот эти самые Строгановы поселились на склоне Вшивой горки – той части Таганского холма, что смотрит на Москву-реку. Правда, в те времена холм еще назывался Таганным. А таган, если кто знает или помнит – это такой треножник на высоких ножках, на который ставили или подвешивали над очагом котлы и чугунки. Так что, можно сказать, Таганка и Котельники – братья навек.
Строгановы же в 1657 году и перестроили деревянный храм Николая, воссоздав его в камне (13 фото).
В этом же храме была устроена и фамильная их усыпальница (5 фото).
А поскольку Строгановы еще со времен своего обитания в Поморье особо почитали Соловецких чудотворцев Зосиму и Савватия, то при новой перестройке Котельнического храма Николая Угодника в 1688 году устроили в нем придел в их честь (3 фото).
Считается, что со смертью Григория Дмитриевича Строганова в 1715 году закончилась и эпоха «именитых людей» – предприимчивых купцов и трудолюбивых промышленников, и началось время баронов и графов – столичной элиты, аристократов и покровителей искусств.
А с кончиной Александра Григорьевича, не имевшего сыновей, канул в лету и род Строгановых, на смену которому пришла…
…Фамилия князей Голицыных
Анна Александровна Строганова, выйдя замуж за Михаила Михайловича Голицына, родила ему наследника, Сергея Михайловича, который, по сути, стал преемником и всего Строгановского рода.
Ему же досталось и имение Строгановых на холме.
Войдя в права наследника, Сергей Михайлович решил восстановить сильно обветшавший и к тому времени давно не действующий храм, притом еще и сильно пострадавший во время Отечественной войны, а заодно облагородить усыпальницу своих дедов (7 фото).
Разрешение на восстановление храма было получено от митрополита Московского Августина, а освящал воссозданную церковь митрополит Филарет. Проект её возрождения принадлежит знаменитому архитектору Осипу Ивановичу Бове, хотя считается, что непосредственно работами заведовал Доменико Жилярди, в процессе несколько отредактировав первоначальный план.
«1818 года Декабря 21 дня. Тайный Советник, действительный Камергер и Кавалер, Князь Сергий, Князь Михайлович Голицын, покойному Преосвященному Августину прошением объявил: Ивановского сорока де церковь Святителя Николая Чудотворца, именуемая в Котельниках, с недавнего времени пришла в ветхость, и во время нашествия неприятельского пожар по наружности и разграбление потерпела, а как оная церковь сооружена иждивением предков его, Баронов Строгановых, и в ней погребены тела их, то она желает во всем ея поправить и привесть в благолепие суммою своею…»
(Запись из архивов Московской духовной консистории)
В 1873 году вдова дьякона Евдокия Виноградова на собственные средства устроила в храме еще один придел, посвятив его преподобномученице Евдокии (5 фото).
А вскоре наступил…
…Щедрый на добро и горе двадцатый век
В начале столетия храм Николая в Котельниках одарили многими иконами работы семнадцатого века и другими святынями, из которых после разграбления большевиками уцелела лишь одна – образ Феодоровской Божьей Матери с изображением на ее полях великомучеников Феодора и Андрея Стратилатов. Ее чудом сумела сохранить Ирина Николаевна Черткова, дочь тогдашнего настоятеля этого храма, священника Николая Феоктистовича Черткова.
Храм же в 1922 году подвергся настоящему варварскому налету пострашнее литовских или ордынских, зеленый свет которому дал указ «Комиссии по изъятию церковных ценностей из церквей Рогожско-Симоновского района в пользу голодающих Поволжья».
От богатейших росписей и украшений храма остались лишь голые стены.
А еще, что удивительно, нигде не осталось никаких указаний точного места, на котором стоял тот самый дом Строгановых. Боюсь предположить, что место его погребено где-то под территорией сталинской высотки на Котельнической набережной...
Зато есть памятник, посвященный самой высотке.
В бывшем храме, пережившем несколько эпох и фамилий, разместилась химическая лаборатория Управления геологии, а дом причта заняли отделы научно-исследовательского института морфологии животных имени Северцева, в том числе центр кольцевания птиц (5 фото).
Очевидцы свидетельствовали, что «здание по периметру снаружи было так засыпано землей, что его приходилось откапывать, а из окна центрального портала можно было запросто выйти на улицу».
Да там и до сих пор имеется довольно крутая горка, спуститься или подняться по которой возможно лишь в сухую погоду, а по скользкому склону и пытаться не стоит (2 фото).
Саму же усыпальницу Строгановых удалось найти там, где сейчас располагается трапезная.
Храм вернули Церкви в 1992 году. Можно сказать, что первые богослужения в нем проходили в буквальном смысле прямо на стройплощадке. А в работах по его восстановлению участвовали едва ли не все прихожане поименно.
А в 1999 году церковь святителя Николая сделалась Патриаршим подворьем и представительством Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси (3 фото).
Но это уже совсем другая история...
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...