Хорошо, когда у тебя в руках конструктор Лего. Сегодня собрал из него робота, завтра вертолет или танчик, а послезавтра чудо-юдо рыбу-кит. С таким всякий ребенок справится. А вот когда перед тобой стоит задача взять классический дом и его «обработать напильником» так, чтобы в итоге получилось здание в стиле модерн – это не каждому под силу. А именно такую цель поставили в 1903 году перед московским зодчим Александром Антоновичем Галецким, что в начале века работал ассистентом у Шехтеля.
Дом этот находится в Рюмином переулке, соединяющем Яузскую улицу с Гончарной. По сути, Рюмин переулок расположен в двадцати пяти метрах от точки, где заканчивается Верхняя Радищевская и начинается Яузская. Его фотографией я завершал свою вчерашнюю статью.
Собственно, весь переулок был назван в честь бывшего владельца именно этой усадьбы – купца и заводчика Кузьмы Наумовича Рюмина, основателя первой игольной фабрики в России. История эта забавная, поэтому позволю себе…
…Краткое историко-лирическое отступление
Дело было в первой половине восемнадцатого века в селе Коленцы Рязанской области – в те времена, когда обычные швейные иглы для русских мастериц, портних и белошвеек закупались заграницей. Но вот некто купец по фамилии Рюмин решил организовать производство отечественных иголок. Неожиданно идея такого импортозамещения пришлась по вкусу Петру Первому, и он издал указ, на тридцать лет запретивший ввоз в страну игл из-за границы (чаще всего их заказывали в Англии). Более того, уральским горнодобытчикам было велено заняться разведкой железной руды… здесь, в Рязанской области, неподалеку от строящегося производства Не возить же сталь для такой мелкой, но важной продукции через всю страну.
И, о чудо, месторождение железной руды было-таки обнаружено близ реки Истьи. По легенде, его нашел беглый уральский мастер. Счастливчик выстроил близ рудоносной жилы печь, кузню и занялся привычной работой. А поскольку в деле своем был старателен и умел, то быстро прославился среди местных крестьян, коим справил множество полезного в хозяйстве инвентаря. Молва дошла до самого Петра Великого, державшего вопрос под личным контролем. Да тот и сам высоко оценил талант кузнеца. Грехи мастеру простили и даже велели собрать «охочих людей» для нового железоделательного завода.
А Кузьма Наумович с сыновьями Яковом, Ильей и Панкратом с полученных при государевой поддержке фабричных барышей выстроили в Москве, за внешней стороной Бульварного кольца, двухэтажный особняк с парком. И, судя по всему, парк занимал довольно обширное пространство. По крайней мере, ограда его до сих пор тянется до самой Яузской улицы. Позднее, в девяностых годах двадцатого столетия, на месте бывшего парка выстроили новое здание (3 фото).
В результате бывший Вшивогорский переулок, названный по улице Вшивая горка (в начале двадцатого века толерантно переименованной во Швивую, ныне – Гончарную улицу), вскоре стал называться Рюминым переулком.
- Кстати, версий про Вшивую/Швивую горку существует масса. Я не удовлетворился предложенными, провел свое маленькое исследование. Та версия, которую я изложил выше, проистекает из сравнения Хотевского плана Москвы 1852,
- Нивелирного плана 1888
- и Плана Рогожской части от 1903 годов.
Как видите, улица и впрямь в девятнадцатом веке называлась так, а в двадцатом иначе.
Саму же усадьбу в 1903 году выкупил известный галантерейщик, почетный гражданин Москвы Дмитрий Беляев. Он-то и заказал Галецкому, ученику и коллеге Шехтеля…
…Перестроить дом по-модерновому
То, что легко сделать, имея разноцветные, разнообразных форм крохотные детальки конструктора Лего, не так-то просто повторить с огромными кубиками. Но архитектор и галантерейщик это сила Александр Галецкий справился. Конечно же, радикально перестраивать основной объем дома, представляющего собой строгий прямоугольник, произвольно меняя его формы, не было ни средств, ни желания. Проще уж было бы построить новое здание. Поэтому ограничились возведением изящного аттика и затейливой лепниной под карнизом крыши – ветвями сакуры и девами-лорелеями (7 фото).
Стены фасадов облицевали плиткой, а главное – Александр Галецкий пристроил к зданию великолепную восьмигранную башенку в духе а-ля Кекушев. Вот при ее создании фантазия автора была отпущена в неудержимый полет! (7 фото)
Решетку балкона в лучших традициях модерна украсили кованые цветы ириса (4 фото).
Растительное оформление получила также и ограда вокруг усадьбы. Кому-то в этих узорах отчего-то видятся переплетшиеся змеи или свищущие бичи… У меня же возникла ассоциация с летящими, извивающимися на ветру нотными станами (5 фото).
А еще на том фасаде, что смотрит в сад, рядом с башней, устроили роскошное панно из мозаики под романтическим названием «Маки на закате» работы венецианского бюро дизайна «Мурано» (2 фото).
Парадный, хоть и не сказать, что шикарный, вход в дом расположился со стороны Вшивой… простите, Швивой, а теперь уже Гончарной улицы (4 фото).
Кстати, Беляев недаром такое внимание уделил своему новому дому. Изящества он был далеко не чужд. Сам неплохой музыкант, он высоко ценил талантливых исполнителей и, будучи меценатом, учреждал и лично финансировал множество музыкальных конкурсов. На его же средства в 1912 году при Московской консерватории был организован музей, ныне – Российский Национальный музей музыки. Он даже владел подлинной скрипкой Страдивари, конфискованной в 1919 году, которая до сих пор жива и на которой до сих пор по особым случаям играют лучшие музыканты России.
Ясное дело, что пришедшие к власти...
...Большевики прибрали к рукам не только скрипку, но и усадьбу
В тридцатых годах в усадебном доме располагался районный ЗАГС… не самый худший вариант для памятника архитектуры, скажем прямо.
Жалко, не сохранились эти деревца, что поддерживали козырек над входом.
А вот так выглядит дом со двора, с улицы Гончарной. Спрятанный за деревьями и живой изгородью, на фоне больницы имени Медсантруд. В этих железных воротах есть нечто масонское... но это не точно (4 фото).
После ЗАГСа здесь разместилась лаборатория спецтехники, а после Великой Отечественной войны в бывшем особняке Беляева поселился маршал Константин Рокоссовский. В восьмидесятых годах в здание въехал вычислительный центр Минтяжмаша, позднее – АО «Трансмашхолдинг».
Что находится в особняке сейчас, мне выяснить не удалось. Но говорят, что внутри за последние двадцать лет была тщательно отреставрирована основная часть интерьеров.
- Как я начинаю замечать все чаще, интереснее всего писать, разыскивая подробности и тонкости Историй оказывается о том, мимо чего множество раз пробегал мимо. Останавливался, рассматривал, даже несколько раз фотографировал... но эти снимки обычно никуда, кроме архивов или мусорки не шли. Или мешают деревья, ограды и автомобили, или улица узенькая, а здание широкое и не вмещается как следует в кадр. Или погода плохая, и фотографии тусклы и печальны. Этот особняк Беляева я тоже фотографировал многократно, но никогда о нем не писал даже в соцсетях. А сегодня увлекся! Даже сгонял еще раз на Таганку, дополнить рассказ крупными планами. Надеюсь, что не напрасно, и вам понравилось!
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!