Грех – это повреждение души. Вот когда мы его совершили, мы поранили душу. А она, как струна отозвалась болью всей «гитаре». Если грех смертный, он прорастает, повреждает глубоко корень и последствия уже идут за рамки нашего "инструмента" и простилаются даже в Вечность.
Мы не только своими поступками, мыслями прокладываем дорогу в ад, но стелем «соломку» и нашим детям, и родным живым людям, и таким же близким, хоть и усопшим родственникам. Все мы связаны, все мы единый организм. Более того, каждый человек, помня, что он сын или дочь Божьи, как ветви винограда, взаимосвязаны. Так что наше добро или не добро, даже одна милостыня способна преумножить добро на земле. Подобно тому, как совершая зло своими же греховными действиями, мы тоже в мире множим зло.
Родители влияют в первую очередь на детей, не смотря на то, что вроде бы они как многие думают, не отвечают за его последствие. Отвечают еще и как. Даже души неродившихся младенцев влияют на живых детей. Как Церковь - тело Божье, а мы члены, так и всё и все в мире взаимосвязаны. Войны бывают тогда, когда "лимит" добра и любви исчерпан, а жестокость в людских душах переполнена.
Все мы в одной "упряжке". И живые влияют не только на живых, старые на молодых, но и живые на мертвых.
Грех влечет за собой еще более тяжкий грех. Рассмотрим на примере Давида. Он не только соблазнил жену человека, но и впоследствии убил его.
Хорошо хоть, что у нас есть условия, чтобы вновь заслужить доверие Бога. Их два. Первый, нужно просить у Бога прощения, возжелать этого, захотеть всем сердцем очиститься от скверны греховной. А второе. Мы должны стать милосердными и простить не только нашим должникам, но и нашим обидчикам. Чтобы не быть Богом не прощенным, как в притче о должниках, когда один царь простил большой долг своему рабу, а тот чуть ли не душил другого всего за рубль, который тот ему был должен.
"Но очень часто люди путают наказание за грех с последствиями греха - Протоиерей Виталий Кузьмин. - Что значит последствие греха? Это значит, что запускается определенный механизм, который очень трудно остановить. Сыновья Давида видели его образ жизни, и не трудно догадаться, какую норму поведения они переняли для себя. Да, он покаялся, но один из сыновей его все-равно умер, другой же, Авессалом, сначала кутил, а потом даже пошел войной на отца. Это не наказание? Но последствия грехов.
Так что же с этим делать? Многие спрашивают меня: "Какую молитву или Акафист им прочитать?" Но они не понимают, что во-первых Бог любит их больше, чем все вместе взятые люди на земле, включая родителей, а во-вторых, без их воли не исправить, (хотя все же можно, если очень нужно). Важно меняться самому.
Другие же беспокоятся, что после того, как они покаялись, у них все-равно не ладиться. Но так не потому, что их Бог не простил, если искреннее покаяние, то Бог прощает сразу же. Беды — это как раз не наказание, а последствия грехов. Если бы Господь хотел наказать, то все было бы гораздо хуже.
Был такой случай, муж жену в гневе, так ударил сильно, что у неё аж вытек глаз. На утро он ужаснулся, сильно раскаялся, и жена простила, но глаза то уже нет. Это необратимые последствия греха, хотя в жизни бывают вещи и похуже.
Даже слово может запустить этот самый механизм. Например, Достоевский в романе «Братья Карамазовы» описывал один интересный случай. Один друг пошутил о вере, другой ее потерял. Первый потом попросил у Бога прощения, но вера второго не восстановилась. Тот, может, и не хотел, чтобы так случилось, но мировоззрение товарища перевернулось. Не зря говорит апостол Иаков: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный». Многие думают: "Ничего, если и согрешу, то покаюсь". Да, грех-то простится, но его последствия греха никуда не денутся. Потому-то греха нужно бояться, как огня".