Найти тему

"Мы стараемся показать детям, как на самом деле работают ученые"

Оглавление

Интервью с Алей Зыряновой, одним из авторов нашего биологического направления Летних городских лабораторий.

  • Как поддержать естественное любопытство ребенка и сохранить его интерес к окружающему миру?
  • Почему профессия ученого подходит далеко не всем?
  • Откуда берут идеи для программ, кружков и летних лабораторий наши разработчики?

Читайте интервью с Алей Зыряновой, постоянным автором наших биологических программ, кружков и летних лабораторий.

Про науку и выбор профессии

Я окончила биологический и педагогический факультеты МГУ. Учась на 4 курсе биофака, устроилась на работу в музей Экспериментаниум. Наша команда придумывала сценарии экскурсий и шоу для детей. Тогда я вдруг поняла, что меня совсем не привлекает карьера ученого. Вообще, этот путь подходит далеко не каждому, потому что в науке ты можешь годами работать над одной темой, не получая быстрой отдачи или какой-то обратной связи. Приходится делать множество экспериментов с неясным результатом.

Вы задумывались над тем, что один абзац школьного учебника - это целые годы или даже десятилетия научного поиска?

Меня, напротив, вдохновляет быстрый результат и обратная связь. И я поняла, что хочу работать с детьми. Окончательное решение уйти из науки я приняла, когда пришла на очередной экзамен в аспирантуру. Тогда у меня состоялся разговор с научной руководительницей о моей теме диссертации. Она попросила подсчитать, сколько мне нужно будет крыс для главного эксперимента.

И мне вдруг стало так грустно от того, сколько предстоит потратить крысиных жизней, а результат непредсказуем.

И вместо того, чтобы считать крыс, я пошла и забрала документы из аспирантуры. Я ни в коем случае не хочу, чтобы кто-то подумал плохо про науку - она прекрасна, и ради важнейших открытий иногда приходится идти на оправданные жертвы. Просто это подходит не каждому.

Как поддержать естественное любопытство ребенка?

Все дети любопытны от природы. И, конечно, поддержать и не убить этот интерес - задача взрослых: воспитателей, учителей и, конечно, родителей. Мне кажется, что родителям не нужно воспринимать это как сложную систематическую работу, подходящую только тем, у кого есть естественно-научное образование. Просто старайтесь обращать внимание на то, что происходит вокруг вас в повседневной жизни. Задавайте ребенку вопросы об окружающем мире, обсуждайте его версии, вместе ищите правильный ответ. Если прислушаться к ребенку, вы удивитесь, как часто он задает вопросы, поиск ответа на которые может привести вас к очень интересным научным беседам и экспериментам: почему ветка не тонет, стена белая, компот становится синим, если его разбавить, а червяки выползают после дождя?

Любопытство и умение задавать вопросы сложно переоценить. Сохраняя и развивая этот навык с детства, вы закладываете отличный фундамент для критического мышления. И неправильно думать, что это нужно только ученым.

У нас на балконе стоит кадка с травой. Как-то раз ее залило водой и получилось небольшое болотце. Дочка стала его разглядывать и увидела там много воздушных пузырей. Естественно, последовал вопрос - откуда там взялись пузыри. Я сказала: это потому, что растение живое. И как любой живой организм, оно что-то поглощает из внешней среды (как ты, например, когда ешь кашу или вдыхаешь воздух) и что-то выделяет во внешнюю среду. Если ты подуешь в воду, что получится? Пузыри. Вот и у растения получаются пузыри в результате фотосинтеза, то есть выделения кислорода. Мы быстренько провели эксперимент: взяли искусственное и живое растение, опустили их в воду и посмотрели, у кого появятся пузыри, а у кого нет.

Как мы разрабатываем наши сценарии Sciencely?

В целом, мы применяем два подхода в разработке. Первый - просто воспроизводим эксперименты в чистом виде и обсуждаем их с детьми (например, проводим химические реакции).

Второй подход совсем другой: мы пытаемся поэтапно смоделировать работу ученого, показать ребенку все стадии научной работы, познакомить с профессией. Когда-то в рамках Большой научной программы по выходным у нас был маршрут про спасение медведей. Разрабатывая его, мы общались с реальными зоологами, которые создали Центр спасения медвежат-сирот в Тверской области. И потом уже думали, как это переложить на детскую программу. В итоге получается как бы интерактивный спектакль, но при этом научный.

Что происходит в Летних городских лабораториях Sciencely?

В этом году, как всегда, у нас совершенно новые сценарии всех научных направлений Летних городских лабораторий, в том числе и по биологии. Тот факт, что смена длится 5 дней, позволяет делать эксперименты, которые невозможно вместить в программу выходного дня. Для биологии это особенно актуально. Обычно мы стараемся воспроизвести настоящую полевую практику ученого-биолога. Занимаемся ботаникой (определяем все видовое разнообразие растений вокруг нас), энтомологией (строим домики для насекомых), проводим лабораторные исследования (хроматография, выделение пигментов), выращиваем микроорганизмы и грибы, а порой и целые огороды, анализируем почву.

В этом году детей ждет много нового. Например, впервые мы разрабатываем смену для детей 7-8 лет. “Первооткрыватели” будут знакомиться со всеми науками понемногу, исследовать живую и неживую природу и обсуждать свои находки вместе с нашими ведущими - молодыми учеными. А еще мы открываем направление “Психология”, где будем разбираться в разных структурах мозга, изучать мысли и эмоции (возраст: 11-15 лет).

Летние лаборатории будут идти все лето. Уже сейчас вы можете
выбрать направление и удобную вам смену и зарегистрироваться.

Наука
7 млн интересуются