Этого персонажа народных не только русских сказок исследовали уже неоднократно как люди науки: фольклористы, этимологи, другие, так и люди магии: колдуны, ведьмы и прочие здухачи.
Прежде всего следует уточнить одну крайне важную деталь: сказку, как былину или притчу нельзя воспринимать буквально. Чаще всего она является символическим пересказом какого-то обряда.
В частности, ярчайшим примером такого пояснения является печь из сказки Гуси-лебеди. Она стоит посреди пустого поля, что очень странно, но только, если воспринимать сказку буквально. А если считывать обряд, то получается, что Гуси-лебеди – это навьи, уносящие душу умершего Иванушки в Таинственный лес Тридевятого царства к бабе Яге, которая никто иная, как проводник в потусторонний мир (о чём писал ещё Владимир Яковлевич Пропп). Алёнушке нужно вернуться с братом домой, то есть помочь ему возродиться. Потому и помогает им печь, в которую они залезают. Этот ритуал – не тот, что Яга проводила для новорождённых (мы рассказывали про него тут). Но именно он (символически, а не буквально) подробно расписан в сказке Колобок (о котором мы тоже напишем статью).
А пока, возвращаясь к царевне Несмеяне, давайте проанализируем её образ с точки зрения функций.
Эта девица льёт слезы, и её собираются выдать замуж. Только вот телегу впереди лошади ставить начали в поздних пересказах. Если же воспринимать Несмеяну, как невесту, льющуюся горькие слёзы непосредственно перед замужеством, то становится виден специфический обряд, сохранившийся до наших дней: девушка плачет много до венчания потому, что уходит из родного дома в чужой, который подобное Таинственному лесу считался местом потусторонним. То есть для родных она становилась умершей символически.
Это первое объяснение рыданий Несмеяны.
Но находится и второе: Царевна Несмеяна была… плакальщицей по покойникам, поэтому не радовалась.
Образ этот встречается не только в славянском фольклоре.
Кельтский рассказывает о банши (правильно прозвище переводится с древнеирландского «женщина из ши», то есть жительница холма).
Она якобы душераздирающие вопит, так, будто сливаются воедино, крики диких гусей, рыдания брошенного ребёнка и звериный вой, предвещающие смерть (взаправду же банши просто говорит на древнем языке, которого не понимает).
Представляли её бледнокожей красавицей с рыжими волосами, которые пламенеют на фоне будто лёгкого невесомого лазурного платья.
С христианизацией Ирландии демонизировался образ этой загадочной девы, заманивавших людей в холмы (те самые, где правила королева Мэб). За что её называли Ланнан, что значит «прекрасная».
Но есть и третье объяснение: если вспомнить другую сказочную царевну… лягушку, которую отождествляют с Василисой Прекрасной и Василисой Премудрой (вообще современные слишком смелые исследователи отождествляют практически всех сказочных царевен, если верить Википедии). В общем, царевна Лягушка, похищенная Кощеем, символически олицетворяет… Половодье! Шкурка её – это речной лёд. Получается она представляет собой переход от зимы к лету – времени, когда играются свадьбы. Поэтому собственно находит она жениха, а вовсе не наоборот, как мы привыкли читать в сказке.
А кто Несмеяна?
Она тоже напоминает Половодье, изливая из себя бурные потоки вод. Её также «расколдовывают» через ритуал поиска жениха.
Такие у нас для вас предположения.
Если понравился это исследование – ставьте лайки и пишите в комментариях о сказочных героях, которые вас интересуют (мы рассмотрим их Через призму гипотез)!
А мы благодарим за прочтение!!!
П.С. (по секрету): вы можете поддержать наши исследования фольклора и разработки аутентичных игр переводом на любую сумму (карта Сбера привязана к номеру 89510618361).
#Лягушка #Царевна #Несмеяна