На портале psysovet.ru мы спросили профессиональных психологов, почему не все сотрудники промышленных предприятий применяют положенные им для работы респираторы и как их можно замотивировать. Было получено несколько десятков откликов, которые мы объединили в три основные причины. Представим, что перед нами на кушетке сидит собирательный образ работника, и вот что мы от него слышим.
«Я не верю, что со мной что-то случится, если я не буду носить респиратор»
Это такая ловушка мышления: человек не ожидает проблем, если раньше с ними не сталкивался. Также он может усилием воли отодвигать в тень неприятные варианты развития событий, чтобы оградить себя от переживаний.
В работе на производстве такие переживания связаны с профессиональными заболеваниями, в том числе и органов дыхания. Рекомендуется во время обучения применению СИЗОД рассказывать сотрудникам о рисках, связанных со здоровьем. Тема неприятная, но важная. А главное – ее проговаривание поможет работникам более ответственно относиться к использованию средств защиты органов дыхания.
«Не верю в то, что респиратор меня защищает»
Трудно поверить в то, что нельзя проверить самостоятельно. Если перчатки от порезов во время работы сохраняют свою целостность, значит, они вас защищают. А вот увидеть выполняет ли свою функцию респиратор невооруженным глазом невозможно. Вредные частицы слишком мелкие, а последствия от их проникания в легкие могут стать заметны только через несколько лет. Для оценки эффективности респиратора нужны специальное оборудование, например, Ингавит или PortaCount.
Демонстрацию качества защиты органов дыхания при помощи PortaCount проводит Респираторный комплекс. Эксперт компании выезжает на предприятие, чтобы испытать респираторы в рабочих условиях. Во время обучения сотрудникам не только показывают, как правильно надевать и носить фильтрующую полумаску, но и каким образом она снижает концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе.
«В респираторе я чувствую себя некомфортно»
Психологи считают, что одной из причин отказа от использования СИЗОД могут быть трудности при разговоре и выражении эмоций. Мы привыкли общаться, привыкли взаимодействовать с окружающими нас людьми. А тут наши возможности ограничены, и из-за этого возникает дискомфорт.
Эксперты рекомендуют не ждать, пока работник сам пожалуется на неудобство, а во время обучения выразить свое понимание и сказать, что на другой чаше весов – его здоровье. Примерно в половине ответов прозвучало, что один из лучших мотиваторов – личный пример главного мастера или начальника цеха, исправно использующего респиратор.
Надеемся, что эта статья была для вас интересной. Мы также публикуем материалы на нашем сайте в разделе «Медиа-центр» и в группе Респираторного комплекса Вконтакте. Заходите, читайте нас. Мы будем рады вашим комментариям.