Найти тему
Записки на холстах

«Для одних ты — всё, для других — ничего»

Он многолик – художник, скульптор, коллекционер, издатель, галерист, ресторатор... Британский художник Дэмиан Херст (род. в 1965), живущий в Мексике. Очень современный художник, чье творчество вызывает восторг и полное непонимание, интерес и безразличие, при этом он – один из самых состоятельных художников современности.

Херст родился в британском Бристоле в семье автомеханика и художницы, учился я в Колледже искусств, посещал анатомический факультет медицинской школы, затем учился в Голдсмитском колледже в Лондоне. В 1988-м представил первую работу серии «Точечные картины» на выставке под названием Freeze (Заморозить/Заморозка), одним из организаторов которой и являлся (хороший ход, однако)).

«Точечные картины» - ряды аккуратных цветных кружочков на белом фоне, создавались в 1986-2011 годах, стали необычайно популярны и прославили художника, который вроде бы так хотел передать радость цвета. Но не все так просто. «Любимыми» темами художника постоянно остаются смерть, мимолетность жизни. Видимо, поэтому возникла следующая теория и серия точек, где каждая работа имитирует молекулярную структуру потенциально смертельного и вызывающего привыкание вещества-лекарства. У этой серии есть второе название — «Фармацевтические картины».

Представляется, что очень помогло раскрутке творчества Херста то, что в конце 80х годов он познакомился с Чарльзом Саатчи, известным коллекционером, основателем галереи и владельцем одного из самых успешных в мире рекламных агентств – «Саатчи @ Саатчи» (например, они помогали Тэтчер прийти к власти). Фея-крестная?!)

Первые работы Херста, по мнению самого художника, напоминали «плохого Бэкона», чьим творчеством Херст увлекался. И Херст решил переосмыслить свои работы, в его творчестве появляются инсталляции и скульптуры. В 1990 году он создал весьма неприятную инсталляцию на тему жизни и смерти «Тысяча лет» (или «Судьба мухи») – прямоугольный бокс, в котором помещены разлагающийся череп коровы, над ним – мухобойка, в углах миски с сахаром, и мухи, конечно. Дальше включайте воображение).

А потом были бабочки, их части и опять мухи на картинах, в инсталляциях, акула в формальдегиде с названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991) и другие животные и их части опять же в формальдегиде (не прошли даром посещения анатомического факультета).

В 1992 году Херст создает инсталляцию «Аптека» - стеклянные шкафы с лекарствами и т.д., в центре которой была тарелка с сотами, на нее, по задумке автора, должны слетаться мухи, а потом - умирать прямо в музейном зале, поскольку фармацевтические препараты имеют побочные эффекты, а у операций бывают летальные исходы. Аптеку соединил с судьбой мухи). Привет Пелевину.

У художника, похоже, долгое время была какая-то длящаяся латентная борьба с фармацевтическими компаниями. Например, его первый ресторан, имитирующий аптеку, пришлось закрыть как раз из-за претензий фармкомпаний.

Медицинская тема в самых разных проявлениях постоянно присутствует в творчестве Херста, но со временем взгляды меняются, меняется и смысл этих работ. Теперь, по мнению художника, наука и фармацея во многом заменили религию (храмы - больницы, аптеки; священнослужители – врачи, фармацевты), а для выживания лекарства важны не меньше пищи. В инсталляциях Sinner и Enemy стеллажи с упаковками лекарств и товарами медицинского назначения напоминали алтари или божницы, серия работ «Тайная вечеря» состояла из принтов упаковок лекарств с пищевыми названиями и т.д. и т.п.

А в 2007 году Херст создает еще один шедевр – «За любовь Господа (Ради Бога)» («На милость Господа») - платиновый слепок человеческого черепа с зубами, инкрустированный более чем 8000 бриллиантов. Деньги, их власть – также любимая тема художника. Придумана и масса красивых объяснений, например – символ разврата западной цивилизации. Кстати, работа приобретена группой инвесторов, в которую вошел сам художник).

Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

Невероятно, но все работы Херста в основном успешно продавались. К 2008 году художник стал самым богатым художником мира и сам организовал персональную выставку-продажу на аукционе Сотби, назвав это мероприятие «Прекрасное в моей голове навсегда». Общая выручка превысила 100 млн фунтов стерлингов. Среди лотов были «Золотой теленок» - животное с рогами и копытами из 18-каратного золота в формальдегиде, картины с пятнами и бабочками, многие из которых были украшены золотом и бриллиантами.

Он конечно трудяга, хотя, как и многие другие популярные художники, явно нередко пользуется помощью массы ассистентов. Иначе как бы он смог только в 2021 году показать себя и свои произведения:

  • в феврале-марте – в Санкт-Морице (Швейцария) первая персональная выставка. На пяти площадках были представлены 40 работ из самых известных серий под названием Mental Escapology («Ментальная эскейпология»). Например, скульптура «Монах» высотой более 3,5 метров была выставлена в центре замерзшего озера, а в церкви были выставлены картины с бабочками;
  • в октябре-ноябре - в римской Галерее Боргезе выставка Archaeology now («Археология сейчас»). Около 80 работ, имитирующих артефакты древности, с прошедшей в 2017 году в Венеции выставки Treasures from the Wreck of the Unbelievable («Сокровища с затонувшего корабля «Невероятный») соседствовали с произведениями коллекции Боргезе. Например, рядом с «Похищением Прозерпины» Бернини на похожем мраморном постаменте находилась «Обнаженная из античной Греции» Херста, а головы трех «Медуз» Херста оказались в зале Караваджо;
  • в декабре модный дом Prado представлял в Москве кочующую инсталляцию под названием Farmacy («Аптека») в здании, построенном по проекту Шехтеля в Трехпрудном переулке. По существу – это ресторан, стилизованный под аптеку, в котором на 4х этажах было размещено около 60 экспонатов из различных серий работ Херста – шкафы, заполненные лекарствами, панно с таблицей Менделеева и другое панно - собранное из медицинских масок, шприцев и т.п., на стенах – бабочки, висящие скелеты и т.д. и т.п. Новую версию проекта для Москвы якобы сделал сам художник, он же четко руководил приобретением, размещением экспонатов (даже таблеток, причем, только просроченных), выбором цвета и размера экспонатов.

Помимо инсталляции «Аптека» были и другие выставки Херста в Москве и Петербурге (но череп и акула не добрались). Так, в 2003 году в Петербурге прошла его первая в России выставка графики и скульптуры «От колыбели до могилы», вызвавшая в культурной столице много споров. В 2006 году в Москве была показана шахматная доска Херста с фигурами в виде баночек для лекарств и выставка «Новая религия», опять же о фармацевтике.

Это только из сообщений СМИ, которые удалось найти. Наверное, были и еще выставки. Конечно, бывают и спады интереса к его творчеству, но следует отдать ему должное, он тут же придумывает что-то новенькое.

Шахматы Херста. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
Шахматы Херста. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

«Я часто бываю на ужинах с коллекционерами, и все они хвастаются покупками. Один купил Поллока, другой — де Кунинга, третий — Сутина. И все это показывается в телефоне. Не надо даже заходить домой. Так это же и есть NFT». И он решил создать NFT-вариант своих работ – написанных еще в 2016 году маслом на бумаге разноцветных пятнышек-шариков. В течение 2022 года покупателям предоставлялся выбор - можно купить оригинал и тогда уничтожалась цифровая NFT-копия, при покупке NFT-копии сжигался оригинал. В результате он заработал на эксперименте 89 млн долларов. Проект назывался The Currency (валюта). NFT- токины – не копии работ, видимо, правильнее сказать, что они подтверждают, что покупателю принадлежит собственность на оригинальное цифровое изображение. Объяснение очень приблизительное).

«В наше время мы видим, как ценности скачут вверх и вниз. И все равно мои картины продаются, меня это устраивает. Когда люди делают много денег на них, я нервничаю. Не делают — тоже нервничаю. Но где-то посередине все равно все остаются в выигрыше. Когда я только начинал, приятели покупали мои работы за £50, просто чтобы поддержать. И сегодня, когда за них выкладывают миллионы, я, конечно, понимаю, что мне очень повезло». Однако по мнению художника – «мертвые художники зарабатывают больше, чем живые».

«А то, что кто-то меня любит, а кто-то ненавидит, — это нормально. Страшнее всего равнодушие. Приходишь в бар, там полно молодых людей. Ты им: «Ну точки, акула, череп...». А они ни сном, ни духом. Надо лезть в Google, чтобы показать. Для одних ты — всё, для других — ничего. Это в порядке вещей». А художник продолжает творить и вытворять).