Истории, когда родители всеми способами проталкивают детей в модели, актеры и прочее – не нова. Сейчас вообще актуально как никогда. Очень часто – это загубленное детство, звездная болезнь у ребенка, хорошие деньги у мамы с папой, и отчаяние и депрессия у юных принцев и принцесс, когда они становятся никому не нужны. Их личики уже не актуальны. Ничего личного, это просто бизнес, детка.
Но то, что сделала героиня фильма, о котором я хочу рассказать – вообще за гранью моего понимания. Это просто детский ад. И очень хочется, чтобы родители деток, мечтающих о такой славе, посмотрели этот фильм и задумались о том, что чувствует ребенок. Никакие оправдания «высоким искусством» тут не уместны. Это преступление. И точка.
🎬Моя маленькая принцесса (2011)
My Little Princess
Режиссер фильма – Ева Йонеско. И в основе сюжета - её личная история. Её и её матери. Правда, Ева пощадила зрителя и очень смягчила факты, показав лишь цветочки. Настоящие ягодки были в реальности. Тогда, когда Еве было 5-6 лет.
В фильме есть бабушка, мать и дочь. Ханна (Изабель Юппер) и Виолетта (Анамария Вартоломей). В реальности – Ирина Йонеско и Ева Йонеско. Сразу скажу об актрисах. С Изабель Юппер все понятно, известная и талантливая – и в роли матери просто шикарна. Но юная Анамария, которой на момент съемок было столько же лет, сколько её героине – 11, меня просто потрясла до степени шока. Это такое перевоплощение, что жутко. Особенно от того, как с каждой минутой девочка меняется из-за того, что творит её возвышенная и одухотворенная мать. Просто браво, первый фильм в карьере и выдать такое.
Девочку воспитывала бабушка, мать лишь изредка навещала их. Разумеется, ребенок скучал и очень тянулся к маме.
Ханна была неудачной художницей, однажды переметнувшейся в другой жанр искусства – фотографию. На дворе стояли свободные 70-ые, когда гораздо круче было быть раскрепощенным, чем скромным. И Ханна не стеснялась самовыражаться. Однажды она вдруг обнаружила, что её дочь очень симпатичная, даже красивая. И решила попробовать в качестве модели её. Виолетта была рада, что мама наконец обратила на неё внимание. И поначалу с радостью наряжалась и позировала.
И все бы ничего, да только фото были провокационные. Это были не детские снимки. Виолетта в чулках, нижнем белье, корсетах, при макияже, в окружении очень странной атрибутики и весьма красноречивых позах. Это уже даже была не эротика. Это детская порнография, которую Ханна искренне считала искусством.
Дальше – хуже. Виолетта снималась с мужчинами, не скрывающими похотливых взглядов. И, видя робость девочки, мать подбадривала её – это же искусство, моя принцесса, к чему стеснения.
Короче, просто жесть. Я намеренно не показываю откровенные кадры, потому что это жуть и местами подташнивает.
И, как я уже сказала, это еще цветочки. Настоящей Виолетте, то есть Еве, напоминаю, было намного меньше лет на начало съемок. И творческая фантазия чудо-матери зашла слишком далеко за пределы сюжета кино.
- Первая же выставка с фото юной модели произвела фурор в богемном мире. В прямом смысле. Публика пищала от восторга, не понимая, что граница искусства уже закончилась, началась паталогия.
- Снимки Евы с воодушевлением стали скупать модные журналы. Ирина Йонеско отхватила свой луч славы, став узнаваемой и знаменитой.
- Ева Йонеско в 11 лет появилась на страницах «Плейбоя». Как вам такая дичь? У меня лично нет слов. Это прямо-таки, очевидно, было почетно, ибо девочка стала самой молодой моделью этого журнала, а потом еще и журнала Penthouse.
- Дичь номер не знаю уже какой - Ева сыграла в эротических фильмах! Примерно в том же возрасте. Фильмы, конечно, вызвали скандал и во многих странах их запретили. Но, господитыбожемой, САМ ФАКТ!
К счастью, после истории с журналами мир очнулся. Разразился грандиозный скандал. И в 1977 году Ирину наконец-то лишили родительских прав. Девочка взяли на воспитание в семью знаменитого дизайнера обуви Кристиана Лабутена.
Самое ужасное, что Ирина продолжала приторговывать снимками, припрятав негативы до лучших времен, пока страсти не улягутся. Просто шах и мат.
Мне страшно представить, что творилось в душе Евы. Когда в 12-летнем возрасте она впервые увидела свои снимки, у неё случился нервный срыв. Как стать обычным ребенком после того, что с тобой сделала твоя собственная мать? Никак. Наверное, ни один психотерапевт не способен залечить такую рану. Детство закончилось слишком рано.
Я читала интервью Евы. Это уже совсем взрослая женщина, которая до сих пор не оправилась. Это приговор на всю жизнь. Она ждала смерти матери в надежде на то, что это даст ей хоть какое-то освобождение. Конечно, это иллюзия свободы. Но никто не вправе судить Еву за это. Ирина умерла в прошлом году, но вряд ли травмированная девочка исчезла и на ее место пришла психически здоровая.
Ева Йонеско начиная с совершеннолетия и до сих пор(!) пытается отстоять свою честь и имя. Она судилась с журналами, подавала иск против матери, разрушившей её жизнь, но особого результата это не принесло. Компенсация морального вреда и только. Фото, хоть раз попавшие в интернет, остаются там навсегда.
И я даже благодарна Еве, что она нашла в себе силы пройти через этот ад еще раз и снять этот фильм. Чтобы показать поклонникам творчества её матери (которые существую до сих пор) и всем родителям, которые используют детей как способ заработка, что – это не искусство. Это сломанная жизнь одной маленькой принцессы и очень нехорошая статья, говоря юридическим языком.
Наверное, после моего рассказа многие побоятся смотреть фильм. Да, он откровенный и очень болезненный. Кровоточащая рана женщины, которой уже почти 60 лет.
Но как же важно и нужно иногда смотреть именно такое кино. Потому что закрывать глаза и прятать голову в песок – не самый лучший вариант.