Найти тему

Акварельные портреты интимного характера художника Петра Федоровича Соколова. Часть 1

В первой половине XIX века в русском искусстве была чрезвычайно распространена особая форма портрета - небольшое изображение интимного характера, исполненное на бумаге карандашом или акварелью. Очень часто они воспроизводились в гравюре или литографии. Эти потретные рисунки на небольших листах бумаги легко умещались в альбоме или портфеле.

  • "Пришли мне рукописную мою книгу да портрет Чаадаева", - пишет разлученный со своими друзьями Пушкин брату в Петербург из Михайловского.
П. Ф. Соколов. Портрет князя П. А. Вяземского. 1824. Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Литературный музей
П. Ф. Соколов. Портрет князя П. А. Вяземского. 1824. Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Литературный музей

"У меня до вас просьба, - обращается поэт Баратынский к своему приятелю князю П.А.Вяземскому, - ежели вы имеете еще несколько лишних экз. вашего портрета, подарите мне один. Д.Давыдов хитростью у меня выманил тот который вы мне дали..."

Рисовать портреты своих знакомых было в это время всеобщим увлечением. Облик многих спутников наших великих людей этого времени дошел до нас именно в таких любительских рисунках, акварелях и вырезанных из бумаги силуэтах.

Такие портреты хранились обычно в глубине письменных столов и секретеров, либо заключенные в рамки красного дерева, украшали стены гостиных и кабинетов. Портретные акварели запечатлевали человека в самые различные моменты жизненного пути, отмечая собой его отдельные этапы, события.

Черткова Елена Григорьевна (1800-1832),
Черткова Елена Григорьевна (1800-1832),

Модным было заказывать портрет девушки-невесты. Заказывали свой портрет во время путешествия, как память о пребывании в местах посещений.

Предшественницей этого портрета в русском искусстве была миниатюра XVIII века - маленькие, иногда совсем крохотные изображения, исполненные акварельными красками на слоновой кости, фарфоре или перламутре, оправленные в золото и драгоценные камни.

Иван Павлович Брюллов (1814-1834) Портрет Петра Фёдоровича Соколова, 1833 г. Литография. 29,7х20,6 см, Государственный музей А. С. Пушкина
Иван Павлович Брюллов (1814-1834) Портрет Петра Фёдоровича Соколова, 1833 г. Литография. 29,7х20,6 см, Государственный музей А. С. Пушкина
П.Ф.Соколов. Портрет Юлии Павловны Соколовой, около 1827. Бумага, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина, Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюллова (около 1804–1877), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова.
П.Ф.Соколов. Портрет Юлии Павловны Соколовой, около 1827. Бумага, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина, Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюллова (около 1804–1877), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова.

Карандашный портрет нашёл себе блестящее воплощение в творчестве Ореста Кипренского, акварельный - в искусстве братьев Брюлловых и раньше всего в творчестве П.Ф.Соколова.

Портрет П. Ф. Соколова, работы В.А.Тропинина, (1833), ГРМ
Портрет П. Ф. Соколова, работы В.А.Тропинина, (1833), ГРМ

Один из портретов Тропинина изображает Петра Фёдоровича в 46-летнем возрасте в расцвете его художественной славы. У него правильные черты уже несколько обрюзгшего лица, доброжелательный и симпатичный взгляд живых глаз. В этом взгляде, в складках чуть улыбающающегося рта чувствуется жизнерадостность и добродушие, хотя и не без оттенка известной светскости и жизненной сметки, свойственных человеку, преуспевающему в делах, умеющему извлекать пользу из своего жизненного опыта.

П.Ф.Соколов, Портрет Ивана Сергеевича Аксакова, 1840-е гг. Бумага, акварель. 24,8х20,8 см, Государственный Русский музей
П.Ф.Соколов, Портрет Ивана Сергеевича Аксакова, 1840-е гг. Бумага, акварель. 24,8х20,8 см, Государственный Русский музей

Товарищами Соколова по Академии были братья Карл и Александр Брюлловы, первый - крупнейший русский живописец, второй - архитектор и акварелист. Семья Брюлловых сохранила к художнику дружеские чувства до конца его жизни. Соколов был женат на родной сестре братьев - Юлии Павловне.

В 1839 году Соколов был возведён Академией художеств в звание академика. Соколов очень любил Москву, посещал её, останавливаясь чаще всего у Е.И.Маковского (отца художников Маковских), где всегда был принят как родной. В начале 1840-х годов Соколов ездил ненадолго за границу с целью поправить там здоровье своей жены. В Париже его искусство пользовалось очень большим успехом, его приглашали в Лондон, но он отказался и в 1843 году вернулся на родину. Умер Соколов в 1848 году внезапно от свирепствовавшей тогда холеры в расцвете своего таланта и славы (по мат-м искусствоведа М.М.Ракова).

Елизавета Разумовская 
Елизавета Разумовская 
Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815—1859)
Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815—1859)

🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам интересна то прошу вас сообщить мне об этом, поставив лайк или написав об этом в комментариях. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.