1934-1935 годы
Великобритания
В 1934 году в Лондоне создается одна из первых советских резидентур, которую возглавил Игнатий Рейф (он же «Марр», он же «Макс Волиш»). До этого руководство оперативной работой нелегалов в Британии велось советской разведкой из Дании, что, подчас, было крайне неудобно.
Однако работа Игнатия Рейфа почему-то не очень устроила Москву и руководством внешней разведки СССР было принято решение направить на работу в Лондон одного из лучших советских разведчиков того времени Александра Орлова (он же Л. Л. Фельдбин; он же Никольский; он же «Швед»), который успешно работал многие годы в Вене*.
А.М. Орлову было поручено возглавить руководство группой нелегальных агентов СССР и приступить к вербовке агентуры среди студентов английских ВУЗов, благо политическая обстановка в Англии весьма способствовала этому (Смотри публикацию «Вербовка на перспективу»), а также секретарш высокопоставленных чиновников. Как правило, эти секретарши были выходцами из среднего класса.
Несколько месяцев работа шла успешно. Советская разведка пополнялась новыми агентами, когда в октябре 1935 года грамотный специалист, опытный разведчик, умный и находчивы профессионал, который был на своем месте, был вынужден срочно покинуть Великобританию.
И всё из-за случайной встречи с английским профессором, хорошо знавшим Александра Орлова по Вене. В Вене этот профессор был учителем английского языка, у которого брал уроки сотрудник советского посольства Александр Орлов, гражданин СССР,
А ведь в Англию Орлов прибыл по документам совершенно иного государства, да и имя у него было другое. Короче, сразу после этой встречи пришлось срочно выехать из Великобритании.
Да и зачем было английскому профессору заниматься обучением английскому языку сотрудников Советского посольства: не агент ли МИ-6 изучал возможных кандидатов на вербовку?
Пришлось руководству внешней разведки подыскивать на место Орлова для работы в Англии другого разведчика.
Кстати аналогичный случай произошёл в те же годы в Германии.
Бывший 2-й секретарь полпредства СССР в Вене, он же по совместительству сотрудник внешней разведки СССР, по канадскому паспорту (как гражданин Канады) приехал в Берлин. Не успел приступить к работе, как в ресторане отеля, в котором он остановился, его радостно окликнули по-русски, назвав его настоящие имя и фамилию. Пришлось подсесть за столик и провести вечер со старым знакомым, у которого на руке была повязка со свастикой. Знакомый оказался немцем, которогов Вене обучал наш разведчик (тогда сотрудник посольства) русскому языку. К счастью знакомый в тот момент не сообщил о нём властям и у нашего разведчика не проверили его документы. Понятно, что сразу после окончания «посиделок» в ресторане, разведчику пришлось срочно покинуть не только Берлин, но и Германию.
После этих двух эпизодов в руководстве внешней разведки сделали вывод о недопустимости направлять на нелегальную работу с фальшивыми документами сотрудников, которые до этого занимали официальные должности в советских посольствах и торговых делегациях.
* Ландер не совсем корректен. "Взлёт его (Рейфа) службы — работа в 1934 году в качестве заместителя главы лондонской резидентуры ИНО, то есть Александра Орлова. Правда, работа Рейфа заместителем резидента в Лондоне продолжалась недолго: в феврале 1935 года британские власти выслали его из страны как неблагонадёжного иностранца."
(Источник: Ландер)