Найти в Дзене
Михаил Исаев

Полинезийский след в истории Сибири

В Хакасии очень высокая концентрация исторических памятников и многие из них до сих пор стоят там, где их нашли. Например, один менгир возрастом более IVтыс. лет стоит не далеко от дороги из аала Полтаков в Усть-Таштып. Его закатали в бетон, чтобы случайные люди не увезли изваяние как трофей. Другой камень расписанный оленями прячется на видном месте по дороге в город Абаза.

Еще одно археологическое «эльдорадо» находится на Северо-Восток от аала Плтаков. Ученые здесь уже покопались – вырыли, что было в могиле, но камни не тронули. Так и стоят расписанные камни посреди степи. Именно здесь лежит не обычный менгир.

Курган с расписными камнями
Курган с расписными камнями
Менгир в ограде Кургана
Менгир в ограде Кургана

Когда-то этот камень стоял вертикально. На его поверхности видна линия, по которую он был закопан в землю. Плиту вытащили и использовали в качестве оградки для могилы. Это сделали победители. Они покорили местные племена, уничтожили их богов и возвели на пьедестал своих.

Старый бог не похож на другие личины древних культур Хакасии. Его лицо татуировано. Такие татуировки наносят обычно народы Океании, в частности Маори.

Прорисовка поверхности
Прорисовка поверхности
Сравнение с татуировкой маори
Сравнение с татуировкой маори

О культурных заимствованиях одной из самых древних культур Хакасии написано много. Маски как в Океании, символы, как в Хараппе[1], тотемные столбы как у Тлинкитов[2], на менгирах водные существа, тамга - как та-нга, названия как у Маори: Селен-нга, Теле-нга, Хатан-нга, Нга-насаны, А-нга-ра. И вот появилась татуированная личина.

[1] Протоиндийская (Хараппская) культура

[2] Тлинкиты – индейское племя заадного побережья Аляски.