ЕГЭ является одним из камней преткновения в современной системе образования. Против него выступают очень многие - всевозможные политики, популисты, многие работники ВУЗов, часть педагогов. И, конечно же, большинство обывателей.
При этом, по моим наблюдениям, его критики в массе не имеют представления о том, что из себя вообще представляет ЕГЭ, основывая свои знания о нем из неумных заметок в соцсетях, юморесок Задорнова и слов все тех же популистов с экрана типа Петра Толстого.
Либо они хорошо знают, что такое ЕГЭ, но преследуют корыстные интересы. Плохие учителя недовольны единым экзаменом,потому что к нему надо готовить по серьезному, а не как раньше, когда самому распоследнему двоечнику тройку натянут, а любимчику- пятерку. Работники ВУЗов вообще жировали во время вступительных экзаменов, за нужную сумму принимая кого нужно, а достойных заваливали. А родители тупеньких детей хотят как раньше за деньги отправить своего отпрыска в ВУЗ. Хотя у него знаний и ума на ПТУ, но замах на МГУ.
Поэтому когда я слышу требования очередного балабола, что пора заканчивать с ЕГЭ, то надо этого болтуна посадить за парту и под онлайн-наблюдением заставить сдать ЕГЭ. Чтобы наглядно видно было, как он опозорится, и неповадно было другим играть на эмоциях людей. Потому что те, кто на этом настаивают - они и есть настоящие вредители и враги народа(точнее полезные идиоты) , которые хотят разрушить наше образование окончательно, хотя оно только лет 10 - 15 начало показывать хороший рост качества.
Да, ЕГЭ не идеален. А есть ли вообще идеалы на Земле? Его надо совершенствовать, что и делается. Но ни в коем случае не отменять. Потому что если это сделают - то это будет бомба под наше образование.
Про плюсы и минусы можно писать много, поэтому я напишу пару примеров из своей педагогической деятельности. Хоть она давно в прошлом.
Я только-только начал работать в школе. В выпускном классе училась одна девушка. Училась она неплохо, хоть и не всегда была готова к уроку. Буквально в середине сентября была контрольная. Она написала ее на тройку. На настоящую, не дутую. Даже слабую четверку поставить нельзя было. И я, недолго думая, поставил ее в журнал. Продиктовал оценки и все ушли.
Буквально через минуту на перемене она врывается в класс с журналом и трагическим голосом вопрошает: "А вы, что, в журнал ее поставили?" Ну а я что - "Ну конечно же". И тут она вся покраснела, начала плакать крупными слезами, кричит: «Что вы наделали» и как пуля вылетает из класса. Я даже удивился, мол как за оценки переживает. Тут врывается ее классный руководитель, мол пойдем к завучу.
Я тут даже испугался малость. Заходим к завучу, там уже сидит директор. И начинают мне говорить, что, мол, девушка идет на медаль и никак нельзя, чтобы она получила три. Надо бы как то исправить оценку. Это наша недоработка, мы не рассказали все нюансы, ты молодой педагог, бывают у всех ошибки. Это хорошо, что у директора случайно есть еще один журнал, поэтому мы перепишем его, благо всего две недели пошло. Но ей и еще парочке учеников тройки ставить не надо. Они идут на медаль.Так и сделали, журнал был переписан, и троек больше не было.
В тот же год произошел еще один случай. На этот раз в девятом классе. Там училась девочка, училась вообще средненько. Была классической зубрилой. Рассказать определение, выполнить по шаблону – на это ее хватало, а решить задачу, провести вычисление, особенно нестандартно – это вообще ставило ее в тупик. Получала между тройкой и четверкой. И вот после уроков ко мне приходит одна учительница, даже не знаю, как именовалась ее должность, она занималась работой с детьми-сиротами и детьми, находящимися на индивидуальном обучении. И начинает у меня вкрадчиво расспрашивать, как учится эта девочка. Ну я ей и выдал расклад.
И она говорит, что девочка такая хорошая, инвалид, старается, хотя семья сложная. И (да надо было с этого начинать) племянница директора школы!!! Было принято решение (еще в девятом классе!!!) тянуть ее на медаль. Мол ты же понимаешь, надо бы помочь девочке. Мне так стало это противно, но помочь пришлось, и успеваемость ее резко пошла в гору.
Я часто вспоминаю это. Ведь это практиковалось по всей стране. После введения обязательного среднего полного образования учителя ставили оценки всем подряд, потому, что школа должна была выполнить соцзаказ и все должны были получить заветный аттестат. Иначе РОНО ставили в коленно-локтевую позу директора, а он уже всех учителей. И давали аттестат, даже если ты все время на парте спал, ворон считал или получал коридорное образование. Попробуй не поставь. Справки давали очень редко. А детей нужных людей, да и тех, кто хорошо учится, начинали тянуть на медаль еще с 8/9 класса, ведь это показатель качества работы школы.
Если до 1991 года как-то держались и сильно не наглели, то после начало цвести все это полным цветом. Ради поднятия рейтинга школы, получения дополнительных баллов, помощи нужным людям, например племянницам директора, учителя вынуждены были идти на сделку с совестью, ставить липовые завышенные оценки, плодить никчемных медалистов, а откровенным лентяям, бездарям и тупицам ставить тройку.
Все это огромный плюс в пользу ЕГЭ, благодаря этому была разорвана эта система, в которой успеваемость ученика зависела от субъективного отношения учителя. Он запросто мог занизить оценку ребенку, который ему не нравился. Или завысить оценку любимчику. Сделать нужные оценки нужным людям, натянуть на липовую медаль по сговору. Хотя мне могут возразить, что, мол, никуда это не делось. Да, текущие оценки могут поставить и липовые, могут даже в аттестат выставить. Но не смогут повлиять на самое главное – баллы ЕГЭ. Потому что много балаболов говорят, что он продается, нужные баллы делают и пр., но никто не сделал главное – описал эту коррупционную схему.
Моя дочь в прошлом году сдала ЕГЭ и получила 268 баллов (100 - русский язык, 86 - химия, 82 - биология). Да, ей для этого пришлось сидеть два года и учиться, учиться и еще раз учиться. Но достойный балл позволил ей пройти во все медицинские ВУЗы, в которые она подала заявление, вплоть до Сеченовского. А если бы не ЕГЭ, то ее без взятки просто бы запросто могли зарезать на вступительных экзаменах. Чтобы мог поступить родственник/хороший знакомый/ребенок взяточника. И плевать на то, что у нее очень хорошие знания. Такова была система. Я очень рад, что мои дети поступили с помощью ЕГЭ, пусть всякие не очень интеллектуальные люди называют их "жертвами ЕГЭ". Кто из них жертва:кто сдавал ЕГЭ или не сдавал - большой вопрос. И я боюсь,что ЕГЭ отменят. Хотя не буду и удивлен, это у нас часть национальной традиции -наступать на одни и те же грабли